Потребительский спрос, снижение которого бизнесмены отмечали еще в 2013 г., продолжил падение в 2014 г. и грозит разорением части кубанских компаний на разных рынках в следующем году. Причины: рост валюты (с начала текущего года рубль потерял в стоимости 80 %), инфляция, опережающая рост доходов населения, негативные экономические прогнозы на будущее. Снижение потребления более всего угрожает следующим отраслям в Краснодарском крае, по признанию экспертов: продажи автомобилей, бытовой техники, гаджетов, туристический рынок, развлекательный сегмент. Рынок жилья спасут мигранты из других регионов, переезжающие на Кубань на ПМЖ, аграрии заработают на увеличении спроса на отечественный продукт. По данным аналитического агентства «Автостат», в Краснодарском крае, продажи автомобилей в 2014 г. просели на 14,3 %: с начала года (по статистике за 9 месяцев) жители Кубани купили 59 тыс новых автомобилей, за такой же период 2013 г. этот показатель составлял 68,9 тыс авто. В следующем году участники этого рынка ожидают падение продаж на 25%, а части автосалонов (500 дилерским центрам из более чем 4 тыс.) пророчат разорение. Как рассказал ДГ Андрей Егоров, управляющий ТРК «Сити Центр» и ТЦ «Карнавал», в начале осени отмечалось падение потребительского спроса на уровне 15 %, а в октябре-ноябре 2014 г. продажи выросли на 20 %. «Люди расстаются с рублевыми накоплениями, возможно, даже покупают одежду впрок, ведь все ждут рост валюты. Весной 2015 г. продажи могут просесть на 20 %, ситуация осножняется тем, что у ретейлеров осталось мало товара, который закупался по старым «докризсным» ценам, значит, в следующем году им придется делать большие объемы закупок в валюте. Если доллар вырастет в следующем году также - более чем на 30 %, возможно, что арендаторы начнут уходить». По его словам, планы игроков, которые планировали зайти в его ТРЦ весной 2015 г. заморожены, приток новых денег не ожидается, свои силы администрация ТРЦ направит на удержание старых арендаторов. «Планируем проводить мероприятия для привлечения клиентов, работать с внутренней атмосферой, улучшать инфраструктуру ТРЦ, чтобы арендаторы чувствовали себя комфортно. Рекламный бюджет останется прежним». Продажи турпутевок по зарубежным направлениям просели на 25-35 %, — по словам Ирины Киргинцевой, директора турфирмы «Веселый Турист». Объем этого рынка в Краснодаре на международных направлениях составил в 2013 г. около 2 млрд рублей, по данным его участников. Это значит, что краснодарские туристические фирмы (около 250 на рынке) потеряют до 700 млн рублей в 2014 г. «Зато вырос спрос на российские направления – Сочи, Крым, а также краснодарцы интересуются отдыхом в Беларуси, чего ранее не наблюдалось. Чтобы остаться на плаву в 2015 г., мы переориентируемся на российские направления, а также немного урежем рекламный бюджет: рекламы станет больше, но она станет менее дорогостоящей. Еще станем больше предлагать клиентам восточные зарубежные направления – Тайланд, Эмираты, Бали, Китай. Что касается летнего отдыха, то здесь драйвером продаж останется Турция, как и прежде», — уточнила Ирина Киргинцева. «Рынок офисных товаров хорошо отражает ситуацию, которую переживает бизнес. Это сложное время, хотя нам удалось не потерять прибыль, благодаря проводимой инвентаризации бизнес-процессов и тому, что фирма перестала расширять ассортимент», — рассказал Евгений Жуков, директор ГК «Авантрейд». — Для того, чтобы сохранить позиции в 2015 г. планируем увеличить бюджет на рекламу до 2 % от оборота, вместо 1,5 %, которые заложены в текущем году, почти весь бюджет направим на рекламу в Интернете», — добавил он. Вряд ли какие-либо рынки вырастут в следующем году, компании начнут закрываться, нужно пристально следить за бизнес-партнерами и конкурентами, — добавил Евгений Жуков. Дмитрий Волков, директор «Деловой газеты. Юг»: — Год обещают непростой. Падение потребительского спроса, банковский кризис вынудят поставщиков товаров и услуг более активно заниматься маркетингом. И «Деловая газета. Юг» в этом лучший помощник! В 2015 г. мы предложим нашим партнерам не только уже традиционные варианты сотрудничества: рекламные макеты в газете и баннеры на портале деловых новостей dg–yug.ru, но и возможность спонсирования контента газеты, мероприятий, которые проводит event-отдел издания. Мы по–прежнему остаемся независимым от мнения властей и корпораций изданием, которое, создавая первоклассный, своевременный и эксклюзивный контент, аккумулирует вокруг себя самую качественную аудиторию Краснодарского края. Именно поэтому, кстати, реклама в «Деловой газете. Юг» чрезвычайно эффективна. Мы имеем широкую сеть распространения (включая борта самолетов авиакомпаний, вылетающих из Краснодара), подписчиков и сертифицированный тираж. Анна Губенко, директор PR-агентства PR Partner в ЮФО и рекламного агентства «Медиатрон» Сейчас многие крупные компании режут рекламные бюджеты, однако в 2015 г. именно реклама и PR помогут игрокам выжить на рынках. Другой вопрос – сейчас не время для массовой рекламы, продвижение должно стать более точным – направленным на целевую аудиторию. Если вы продаете фэшн-товары, без глянца не обойтись, а вот застройщик может отказаться от рекламы в глянцевом журнале. Отмечу, что сектор BtB (товары и услуги для бизнеса) ждет непростое время и таким фирмам стоит направить средства на PR и рекламу на профильных и деловых площадках. Например, продвижение в «Деловой газете. Юг» подойдет широкому числу фирм, которые заняты в сфере BtB, а также игрокам, которые продают товары и услуги для потребителей со средними доходами и выше среднего. Владимир Артеменко, гендиректор аудиторско-когсалтинговой компании «Ваш СоветникЪ» В 2014 г. мы приросли в аудите, это связано с тем, что с начала 2014 г. в России вступил закон об обязательном получении аттестата аудиторской деятельности для компаний, которые работают в этой сфере. Некоторые игроки покинули рынок и мы получили дополнительный поток клиентов. Стратегический консалтинг по прежнему (с кризисного 2008 г. ) невостребован. Просело направление – подбор персонала – на рынке труда стало больше соискателей и крупные компании получили больше возможностей для самостоятельного выбора специалистов и управленцев. В 2015 г. мы ожидаем рост следующих направлений: оценка сделок по слиянию и поглощению компаний – число таких сделок должно увеличиться не только в сегменте крупного бизнеса. Также вырастет наш учебный центр (тренинги и семинары для бизнеса), в кризис люди традиционно вкладывают деньги в свое образование. Рекламный бюджет мы не собираемся урезать, но мы никогда не тратили на продвижение большие суммы, стараемся использовать малобюджетные, но эффективные способы – участвуем в конференциях, предлагаем экспертные мнения в СМИ. Эти способы требуют больше временных затрат, нежели финансовых. Петр Мануйлов, глава ООО «Марка» (свиноферма), глава ассоциации свиноводов Кубани В 2015 г. я смотрю с оптимизмом: за счет программы по импортозамещению удастся нарастить продажи и прибыль, к концу 2015 г. я собираюсь увеличить на своем предприятии производственную мощность от 100 т. мяса в месяц до 150 т. Однако, не у всех аграриев получится заработать, а только у тех, кто располагает средствами на то, чтобы инвестировать в бизнес. Николай Колесников, владелец сети экспресс-кофеен Bon Cappuchino В 2014 г. в моем бизнесе наблюдается спад продаж на 7-10 %, а также сорвались планы по развитию сети по франшизе в этом году. Мне пришлось поднять стоимость франшизы на 20 % из-за роста цены на оборудование и поставки и потенциальные партнеры отложили планы по этим сделкам. В следующем году я планирую открыть несколько точек на черноморском побережье – в Новороссийске, Анапе, Геленджике, внутренний турпоток растет, значит, бизнес в этом месте даст рост. Алексей Пак, управляющий сетью заведений ProSushi, ProCoffe, PandaBar и пр. В 2014 г. мы ощутили падение потребительской способности наших посетителей. Это сказывается на частоте посещений и на среднем чеке с одного гостя. Сокращение рынка началось с 1-го июня с вступлением в силу антитабачного закона. Затем торговые санкции повлияли на перераспределение продуктового импорта и повышение цен на продукты, а девальвация рубля сделала импорт дороже на 30%. По нашим оценкам, падение рынка по отдельным категориям составляет до 50%. Это видно по наращиванию предложений по аренде на центральных магистралях и в крупнейших торговых центрах города. В первом полугодии 2015 г. грядут массовые разорения и банкротства ресторанов: уже некоторые игроки (на которых никогда бы не подумал) уходят с рынка, большинство держатся, надеясь заработать на новогодних праздниках, но уже видно – в этом году люди не спешат тратить деньги на банкеты и корпоративы. В следующем году я планирую оптимизировать расходы. Возможно, мы закроем некоторые убыточные точки, но также рассматриваем покупку существующих точек общепита – не только в нашем привычном формате, это могут быть фаст-фуд-точки, рестораны высокого класса. Рекламный бюджет резать не станем, но немного переориентируем, например, полтора года назад мы отказались от наружной рекламы в пользу Интернета, сейчас нам предложили хорошие условия и мы вернемся на билборды. Александр Кутченко, гендиректор агентства недвижимости «Аякс-Риэлт» В 2014 г. падения продаж в недвижимости нет, наоборот – в начале года, когда начался рост валюты наблюдался всплеск – люди вкладывали деньги в жилье. И начиная с октября 2014 г., рынок находится в возбужденном состоянии – продажи выросли на 25-30%, прежде всего, покупают квартиры в новостройках. С одной стороны, это хорошая тенденция для игроков на этом рынке, но за приливом всегда следует отлив. Сейчас все, кто располагает нужной суммой, инвестируют в недвижимость, а в первом полугодии 2015 г. продажи квартир начнут проседать, также на 25-30 %. Если кризис 2008-2009 гг. повторится, то около половины небольших риелторских фирм уйдет с рынка (сейчас в Краснодаре 300-350 агентств по недвижимости). Планы на следующий год: во-первых, я надеюсь, что экономическая ситуация не ухудшится, к слову, даже кризис пятилетней давности мы пережили спокойно, во-вторых, мы не станем экономить на обучении персонала и на маркетинге. Дмитрий Шахметов, директор регионального центра «Южный» Райффайзенбанка В 2014 г. в первую очередь сложнее стало банкам, которые специализируются на потребительском кредитовании, так как именно эти банки ориентировались в своей работе на быстрые и дорогие кредиты. Теперь они вынуждены изменить свою стратегию на фоне ухудшающейся ситуации с рисками, значительными затратами на поддержку сети отделений и ужесточением конкурентной борьбы за качественных клиентов. И банкам приходится работать практически во взаимоисключающих обстоятельствах: с одной стороны растут кредитные риски, а с другой – конкуренция за клиентов. В условиях невысокого инвестиционного спроса возможности для роста кредитного портфеля по крупным корпоративным клиентам сокращаются. Спрос со стороны компаний начнет перемещаться с продуктов простого кредитования, депозитного обслуживания в сторону транзакционного бизнеса – продуктов, связанных с управлением ликвидностью и страхованием различных рисков. Основной упор банки сделают на розницу (преимущественно, залоговое кредитование – ипотека и автокредитование), а также малый и средний бизнес. Тут и более привлекательное распределение рисков, и большая доходность, и сам рынок позволяет больше зарабатывать. Продолжится дальнейший рост и развитие дистанционных каналов обслуживания: работа с клиентами все больше перемещается в интернет. В целом на рынке наблюдается рост процентных ставок, как по кредитам, так и по депозитам, тенденция сохранится до конца 2014 г. Полагаю, что участники рынка сосредоточатся на комиссионном бизнесе, а также повышении качества обслуживания клиентов. Также мы ожидаем, что обострится конкуренция за клиентов премиум сегмента. 705 млрд — инвестиции в основной капитал на Кубани в 2015 г. В 2013 г. объем инвестиций в регион составил 907,2 млрд рублей, а в 2014 г. Кубань потеряет 30 % от этого объема, по прогнозу краевых властей. Структура ВРП Краснодарского края в 2015 г: Торговля — 20% Промышленность — 20% Связь — 15% Сельское хозяйство — 10% (по прогнозу минэкономики региона) «Деловая газета.Юг» — новости Краснодарского края