Вы проводили ребрендинг, планируете? Что бы вы изменили в бренде вашей компании? Да, мы действительно планируем провести ребрендинг «Сити Центра». За 10 лет существования наш бренд, конечно, немного устарел. Но задача «освежить», сделать бренд более современным — не основная. Наиболее важной считаю задачу сделать его более женственным, более изящным и стильным. Бренд должен в полной мере отражать внутреннее содержание и атмосферу «Сити Центра» как центра притяжения стильных и успешных людей. Ощущается ли кризис в вашей сфере? Конечно. Но в каждой сфере проявления кризиса имеют свою специфику. У нас самым первым и, пожалуй, самым болезненным его проявлением я считаю пересмотр рядом операторов своих планов развития. И, как следствие, отказ от ранее достигнутых договоренностей по открытию новых магазинов. Расскажите, как среднему предпринимателю можно войти в ТРК и реально ли это? Уже несколько лет розничная торговля в Краснодаре находится в состоянии жесточайшей конкуренции. Наибольшими шансами на выживание в такой ситуации располагают сильные, проверенные временем бренды и компании. Поэтому при выборе арендаторов все ТЦ стремятся привлечь именно таких операторов. Рисковать новыми, не опробованными концепциями никто не хочет. Поэтому единственным способом привлечь к себе внимание успешного ТЦ для рядового предпринимателя является тесное сотрудничество с каким-нибудь известным брендом. Самый распространенный пример такого сотрудничества — франшиза. Имея поддержку сильного бренда, любой предприниматель без труда сможет наладить сотрудничество даже с очень большим и успешным ТЦ — контакты отделов аренды доступны в интернете или в службе информации интересующего Вас ТЦ Идут слухи, что ТРК вскоре опустеют. Произойдет ли это? Только если весь город Краснодар перенесут на новое место. ТРК — такой же компонент современной жизни, как и продовольственный магазин, аптека, парк, детская площадка или кабинет стоматолога. Предположить, что «ТРК опустеют» — значит предположить, что столь привычный компонент будет вычеркнут из жизни большого количества людей. Это невозможно. ТРК могут менять состав арендаторов, могут проводить реконцепцию, превращаясь из сосредоточения магазинов одежды в пространство для активного отдыха, ремонта автомобилей, фитнеса, обучения кулинарным навыкам, реализации индивидуальных творческих планов и т.п. И в этом их сила — при грамотном управлении почти любой ТРК способен найти своего и арендатора, и посетителя. Единственная угроза, с которой ТРК действительно не способны справится — физическое отсутствие посетителей в зоне досягаемости. Каким вы видите будущее ТРК? Что изменится, какие новые «фишки» могут появится уже в ближайшее время? Я бы назвал наметившуюся тенденцию «движением вверх по пирамиде Маслоу». Сейчас ТЦ и ТРК в основном решают задачи из нижней части этой пирамиды — обеспечение жизнедеятельности (продукты, аптека, оптика и т.п.), безопасность, социализация (потребность в принадлежности к какой-либо группе)… На этом этапе ТЦ уже близки к уравнивающему всех максимуму — парковкой, охраной, чистыми туалетами, боулингами, гипермаркетами и почти одинаковыми маечками по три копейки уже невозможно ни удивить посетителей, ни отстроится от конкурентов. На очереди верхняя часть пирамиды потребностей — познание и обучение, красота и гармония, реализация собственных целей, развитие личности. Причем в Краснодаре, в силу жесточайшей конкуренции среди ТЦ, эта общая тенденция уже находит свои первые, пока еще скромные, примеры реализации. В «Сити Центре» уже не первый год функционирует выставочная галерея, где проводятся не только выставки местных фотографов и художников, но и мастер-классы, лекции по темам, не имеющим ничего общего с классическими развлечениями и шоппингом. Шахматные турниры, театральные и танцевальные студии, антикафе, фитнес, языковые школы, курсы дизайна и флористики — эти явления мы уже наблюдаем в наших ТЦ. А дальше это направление будет только расширятся, замыкая на торговый центр все больше и больше областей жизни. Нужны ли нам (Краснодару) новые ТРК? Где-то читал, что их количество уже и так превышает норму для города такого размера. Есть такой параметр — количество квадратных метров торговой площади на 1000 жителей, по которому производится сравнение между различными городами для приблизительной оценки насыщенности рынка торговыми центрами. Так вот по этому показателю Краснодар (более 1000м2 на 1000 жителей) уже много лет лидирует в России, лишь недавно уступив пальму первенства подмосковным городам-спутникам. «Норму» по такому показателю конечно никто не устанавливает, но в Краснодаре налицо перенасыщенность рынка и, как следствие, жесточайшая конкуренция между различными ТЦ. Вместо Вишняковского рынка планируют построить ТРК. Не боитесь ли вы конкуренции? Если к уже имеющимся в Краснодаре 1 млн квадратных метров торговых центров добавится еще 50-100-150 тысяч, рынок этого практически не заметит. Равно как и «Сити Центр», который уже 10 лет планомерно привлекает уникальные бренды, развивает набор дополнительных услуг для посетителей, поддерживает потрясающе комфортную атмосферу и делает ежедневно еще 1000 мелких, но крайне необходимых и приятных для посетителей вещей. Мы были первый полноценный ТРК в Краснодаре, успешно пережили открытие остальных 15 ТЦ и ТРК. Конечно же переживем и 16-й, и 17-й, и 121-й…. Есть ли у кубанских ТРК какие-то отличительные особенности? Какой-то местный колорит, что ли? Нет, «местный колорит» доступный для восприятия рядовому посетителю в ТРК, даже не пытается появится. Есть некоторые особенности технического обслуживания, связанные с особенностями климата, есть местные нюансы продвижения. Но по внутреннему устройству, атмосфере и наполнению наши ТЦ наоборот стремятся максимально дистанцироваться от местной специфики. С другой стороны, ТРК и ТЦ — это непростой бизнес, законы которого едины для всего мира. Возможно, когда-нибудь понимание и формализация особенностей местного потребления и внесут некоторые коррективы в эти законы, но сейчас эти наблюдения слишком молоды и неформальны. Поэтому гораздо безопаснее использовать уже кем-то и где-то проверенные наработки. Уходят ли бренды с кубанского рынка ретейла или нет? Затронул ли их кризис? Да, случаи ухода брендов с рынка уже есть. И, я думаю, в 2015 году мы еще увидим немало подобных примеров. Некоторые из этих случаев являются следствием ухода бренда вообще с российского рынка, другая же — сугубо местное явление. Но большинство работающих брендов, испытывающих трудности, предпочитают сократить свое присутствие до минимума, но не уходить с рынка окончательно. Все понимают — кризис не бесконечен и, когда он закончится, гораздо легче будет увеличивать свое присутствие, чем заходить на рынок заново. Продвигается ли ТРК Сити центр через социальные сети и насколько это эффективно? Да, «Сити Центр» присутствует во всех популярных социальных сетях. Мы постоянно используем этот канал для двустороннего общения с нашими посетителями. Но, в силу специфики нашей целевой аудитории, эффективность такого продвижения весьма невысока. В чем отличительная особенность ТРК «Сити» центр по сравнению с другими торговыми центрами? Прежде всего, «Сити Центр» отличается от других ТРК набором магазинов и ресторанов. У нас сосредоточены международные бренды уровня «средний плюс» и выше. Более половины из них представлены в «Сити Центре» эксклюзивно, т.е. их больше нет нигде в городе. Другой отличительной чертой является особая атмосфера в комплексе — спокойная, респектабельная, пропитанная уютом. В сочетании с широким спектром дополнительных услуг и уникальными мероприятия для посетителей, это помогает «Сити Центру» быть неотъемлемой частью жизни для людей, не боящихся демонстрировать свои успехи, стремящихся выделиться из серой массы. Биография: Андрей Егоров родился в Краснодаре 21 сентября 1974г. В 1996г. с отличием окончил КубГУ, факультет прикладной математики. После университета работал инженером-прораммистом в ОАО «Росгосстрах», а затем системным аналитиком и менеджером проектов в ОАО «Филип Моррис». В начале 2004 года был приглашен на должность заместителя директора ТРК «СИТИ ЦЕНТР» и с момента открытия – 5 ноября 2004 – по сегодняшний день является его управляющим. Команда «СИТИ ЦЕНТРа» во главе с Андреем Егоровым занималась внешним управлением таких проектов, как ТЦ «Карнавал» (г. Краснодар), а также ТЦ «Цитрус» (г. Таганрог) и ТРК «Сокол» (г. Ростов-на-Дону). О ТРК «Сити Центр»: Нестандартный подход ко всему – от сочетания эксклюзивных брендов до организации мероприятий и широкого комплекса дополнительных услуг – отличают «СИТИ ЦЕНТР» и делают его центром притяжения стильных и успешных людей вот уже 10 лет. Более 40 мировых брендов представлены в Краснодаре эксклюзивно в «СИТИ ЦЕНТРе». Торговая галерея: Michael Kors, TWIN-SET, Versace Collection, L’agent by Agent Provocateur, Bogner, FREYWILLE, Lancel, Barker, Paul&Shark, Marc Cain, Bang&Olufsen, Wolford, Patrizia Pepe, «Дикая Орхидея», Marc O’Polo, Pinko, Armani Jeans, Furla, Dirk Bikkembergs, Baldinini, Ice Iceberg, Lloyd, Replay, «Нежный Возраст», Fabi, Gas, Ile de Beaute, M.A.C., Pandora, van Laack, Red Valentino, Cerruti, Pal Zileri Lab, Manoush, X.O. «Деловая газета.Юг» — новости Краснодарского края