Транснефть ввела в промышленную эксплуатацию технологический тоннель между нефтетерминалом Шесхарис и «Грушовая» в Краснодарском крае (г. Новороссийск) 20 августа 2015 г. В торжественной церемонии запуска участвовал президент РФ В.Путин. Это не удивительно. В.Путин не упускает возможности поприсутствовать на сколько — нибудь значимых событиях в российском нефтегазе. Глава Трансефти Н.Токарев, из ближнего окружения президента, любезно все ему показал. В связи со стремительной отставкой главы РЖД В.Якунина, внимание к удачливым бизнесменам из окружения В.Путина, серьезно повысилось. Президент России сказал теплые слова и поздравил работников Транснефти с успешным завершением проекта. Проект не просто соединил производственные площадки, он связал воедино весь технологический процесс, что позволяет существенно оптимизировать прием, хранение, отгрузку углеводородов и их дальнейшую транспортировку через порт Новороссийск. Проект является важным вкладом в развитие страны, в реализацию богатого потенциала юга РФ. Тоннель представляет собой железобетонную конструкцию внутренним диаметром 3,3 м с технологическими нефтепродуктопроводами длиной 3,2 км, предназначенными для транспортировки нефти и нефтепродуктов через Маркотхский хребет от нефтепарка «Грушовая» до морского нефтетерминала Шесхарис на берегу Цемесской бухты Черного моря. Ранее для транспортировки использовался технологический тоннель диаметром 5 м, который был построен в 1967 г и технический ресурс которого практически отработан, Этот то ннель после диагностики и реконструкции станет резервным. В связи с ужесточением требований к эксплуатации оборудования и исключения перебоев в перевалке нефти и н/продуктов в порт Новороссийск было решено строить новый тоннель. Напомним, что технологический тоннель — это часть более масштабного проекта, который реализуется в соответствии с Распоряжением от 6 мая 2015 г. № 816-р. Схема территориального планирования трубопроводного транспорта. В Схеме предусмотрено строительство магистральных н ефтепродуктопроводов (МНПП) от Афипского НПЗ до морского нефтетерминала Шесхарис в Цемесской бухте (НЛП VI) с технологическим тоннелем. Этим проектом предусматривается поставка дизтоплива в объеме до 7 млн т/год и бензина — до 3,5 млн т/год с Афипского НПЗ. От НПЗ нужно построить 2 МНПП диаметрами 500 мм и 400 мм и 1 НПП — отвод на площадку Грушовая диаметром 400 мм. Протяженность 2 МНПП составит 97 км, рабочее давление — 6 МПа, протяженность НПП — отвода — 7,5 км, в тч технологический тоннель. На трассе МНПП от Афипского НПЗ до Шесхариса предусмотрено строительство головной насосной перекачивающей станции (НПС) с резервуарным парком объемом до 110 тыс м3 , резервуарного парка перевалочного комплекса объемом до 170 тыс м3 , технологического тоннеля диаметром 3,3 метра и протяженностью 5,1 км и морского нефтетерминала для перевалки нефтепродуктов в объеме до 10,5 млн т/год. Строительные работы на технологическом тоннеле начались в ноябре 2010 г. Горные работы по сооружению тоннеля между нефтетерминалом Шесхарис и площадкой Грушовая продолжались 17 месяцев, средняя скорость проходки составила 8 м/ смена. При строительстве тоннеля был применен высокотехнологичный, полностью автоматизированный тоннелепроходческий комплекс. В ходе работ суммарно комплекс преодолел 3,23 км скалистых горных пород. Всего при проходке тоннеля было разработано 38,5 тыс м3 скального грунта. В круглосуточном режиме работы осуществляли более 160 человек и 50 самосвалов. За весь период проходки в тоннеле смонтировано 2,4 тыс бетонных колец (по 6 элементов тюбингов в каждом), общий объем использованного железобетона составил 7,1 тыс м3. Применены методы монтажа многоуровневого расположения трубопроводов в тоннеле. При помощи специально разработанной домкратной станции на Южном портале и доталкивателя на Северном портале в тоннель поярусно было уложено 9 ниток трубопровода большого диаметра в интервале 325 мм — 1,2 м), 7 из которых — в защитных футлярах. В пространство за сборную железобетонную обделку нагнеталась специальная забутовочная смесь с добавлением бентонита и пластификатора для исключения обводнения тоннеля и предания конструкции тоннеля полной герметичности. Полость внутри тоннеля между футлярами была заполнена бетоном, а в верхнем 3м ярусе труб — забутовочной смесью, что представляет собой так называемый кассетный способ прокладки. Перевалочный комплекс Шесхарис принадлежит Черномортранснефти, дочке Транснефти. Комплекс расположен в г Новороссийске и обеспечивает транспортировку нефти месторождений Западной Сибири, Азербайджана, Казахстана. В 2012 г Черномортранснефть начала масштабную реконструкцию перевалочного комплекса Шесхарис, завершение работ планируется в 2025 г. Шесхарис включает резервуарный парк емкостью около 1,4 млн м3, технологический тоннель с МНПП через Маркхотский хребет протяженностью 3,3 км, технологические трубопроводы протяженностью 92 км, объекты вспомогательного назначения. Шесхарис — важное операционное звено в процессе перевалки нефтеналивных грузов Группы НМТП через порт Новороссийск, здесь происходит накопление нефти и нефтепродуктов. П о итогам 2014 г из 131, 1 млн т общего объема перевалкиГруппы НМТП нефтеналивные грузы составили 76,7% — 100,6 млн т. В общем объеме выручки группы за 2014 г на уровне 955,645 млн долл США операции с нефтью и нефтепродуктами составили 44,9%, или 429 млн долл США. По результатам 7 месяцев 2015 г доля углеводородов в общем грузообороте выросла до 77,6%.