Юлия Кондратенко, совладелец модного магазина «Eleganzza (Элеганза) в ТРЦ «Красная Площадь», организатор тренингов «Бизнес-Молодость» в Краснодаре Тренинги «Бизнес-Молодость» Я не боюсь кризиса. Да, повышение валюты влияет на закупочные цены, но я собираюсь переждать этот момент. Планы по сохранению бизнеса такие: усилить продвижение с помощью бесплатных и бюджетных способов, к которым относится Интернет, социальные сети, партнерские программы. Многие предприниматели сейчас урезают рекламные бюджеты – это неверно, нужно хотя бы сохранить на прежнем уровне. Некоторые торговые комплексы идут на уступки по арендным ставкам, чтобы сохранить ретейлеров: «Красная Площадь» в прошлом году зафиксировала курс валюты. Хотя если кризис продолжится, то к Новому году торговые комплексы в Краснодаре продолжат терять арендаторов. Резюмирую: нормально чувствовать себя смогут те компании, которые смогли не потерять в продвижении, а также те предприниматели, которые имеют дополнительный источник дохода. Роман Фингелькурц, заместитель гендиректора ГК «КлиматЭнергоСтрой» (победитель премии «Деловой газеты.Юг» «Молодые миллионеры-2015″) Мы просели в этом году по работе со строительным сегментом: по маржинальности на 30-40 % (т.к. нужно предлагать продукт по доступным ценам) и на столько же по объемам. Сейчас большая часть строек находится на начальной стадии, а наши продажи происходят ближе к окончанию стройки. Осенью мы планируем вырасти в два раза по направлению: сервисное обслуживание и эксплуатацию инженерных систем. Сервис обычно меньше всего теряет в кризис. В любом случае у нас наблюдается общий рост. Мы работаем над тем, чтобы у нас были увеличения продаж. Что касается общей ситуации – валюта будет расти, потом откатываться назад – как в декабре 2014 г. Сценарий повторяется, но люди уже не смогут делать крупные ажиотажные покупки, т.к. деньги потратили в прошлом году, новых накоплений не успели сделать, т.к. реальные доходы не выросли. Алексей Пак, управляющий ООО «Пробешка» (сеть заведений «Просуши», «Прокоффе», «Панда Холл», «Панда Бар») Ресторанный бизнес продолжит «схлопываться», слабые игроки уходят, за это лето мы приобрели заведение, которое принадлежало екатеринбургским франчайзи «Суши и Паста», сейчас открываем в «Меге» свое заведение «Просуши». Планируем этой осенью покупать слабых игроков и закрывать свои точки, которые не оправдались по рентабельности – это обычный бизнес-процесс. Жду повторения сценария осени-зимы 2014 г., только в более тяжелом варианте: сейчас люди уже не станут скупать недвижимость, технику, т.к. те, кто имел деньги – уже потратил. Рынок недвижимости ждет крах и передел рынка, по моему мнению. Максим Смоленцев, руководитель в казино «Шамбала» (игорная зона «Азов-Сити») Есть мнение, что в кризис люди больше играют: надеются на чудо. На самом деле в кризисном 2008 г., когда казино свободно работали по всей России, мы не почувствовали ни оттока, ни увеличения числа клиентов. Сейчас мы рассчитываем на рост гостей в «Азов-Сити», т.к. развили инфраструктуру: сейчас открываем гостиницу на 117 номеров и новый развлекательный комплекс. Насчет разговоров о ликвидации «Азов-Сити»: во-первых, постановления о закрытии игорной зоны сейчас нет, во-вторых, думаю, что власти региона в РФ задумаются: стоит ли в кризис лишать работы 2 тыс человек – жителей Щербиновского и Ейского районов, которые работают в «Азов-Сити». Также ликвидация игорной зоны потребует выплаты компенсаций инвесторам, а речь идет о сумме около 10 млрд рублей – таких денег не предусмотрено ни в федеральном, ни в региональном бюджете. Мы продолжаем развивать игорную зону, думаю, что сможет работать вне зависимости от вероятного запуска казино в Сочи. «Азов-Сити» Сочи не помеха. Анна Брюкова, руководитель пресс-службы «HeadHunter Юг» С января 2015 г. мы наблюдаем положительную динамику вакансий, хотя показателей прошлого года рынок ещё не достиг. Наибольшее число вакансий сейчас расположено в сфере продаж, строительстве, курортном бизнесе и банковском секторе. Если смотреть в динамике за год, то можно отметить рост вакансий в сфере «Наука и образование» (число вакансий увеличилось на 93% по сравнению с июлем прошлого 2014г.), «Медицина и фармацевтика» (число вакансий вазросло на 60%), «Государственная служба» (на 55% больше предложений, чем в прошлом году), «IT» и «Строительство и недвижимость» (здесь, по сравнению с июлем прошлого года, стало больше открытых вакансий на 40%). Меньше вакансий в этом году по сравнению с предыдущим периодом для административного персонала, работников туристической сферы и автобизнеса. Сейчас причины для переживаний не очевидны. Спад числа вакансий наблюдался только четыре месяца, далее мы видим, семь месяцев положительной динамики. У работодателей было время скорректировать политику в отношении персонала. В ряде отраслей в начале этого года на рынок вышли сильные специалисты, готовые умерить свои зарплатные ожидания. Дальновидные работодатели воспользовались такой ситуацией для привлечения более эффективных специалистов в свою команду. О планируемом массовом высвобождении персонала, как в соседней ростовской области, информации поступало. Напротив, мы ожидаем сезонного увеличения числа работных предложений на сайте hh.ru Андрей Назаренко, управляющий операционным офисом «Краснодарский» банка «ГЛОБЭКС» Традиционно четвертый квартал является активным для бизнеса Краснодарского края: ожидается рост деловой активности крупных игроков рынка, возможен незначительный рост спроса на кредитные ресурсы, который будет зависеть от политики ЦБ и уровня кредитных ставок. Сегодня особенно сложно дать точный прогноз даже на несколько месяцев вперед. Надеемся на рост спроса на банковские продукты, улучшение финансовых показателей клиентов банка и стабилизацию экономики региона. В сложившейся ситуации необходим внимательный анализ и отслеживание текущих рыночных тенденций в приоритетных отраслях. На мой взгляд, сейчас не стоит торопиться, нужно быть уверенным в каждом действии. Алексей Карасев, гендиректор рекламной фирмы «Арт Сайд» Рекламный бизнес теряет в продажах: сейчас заказчики из сегмента малого и среднего бизнеса не рекламируются, остались федеральные сетевики, но цены на «наружку» и многие другие площадки продвижения снизились и теперь рекламодатель может купить не 10, а 15 билбордов за те же деньги. Рекламщики в растерянности, впрочем, как и предприниматели из многих других отраслей. Мы еще не знаем и не предполагаем, что может принести осень-2015: сентябрьские продажи покажут – как двигать цены, на что рассчитывать и т.д. Александр Кутченко, гендиректор «Аякс-Риэлт» Самым трудным периодом для рынка жилья был апрель-май 2015 г., сейчас дела идут лучше, валютные колебания дали увеличение сделок: дело в том, что во время кризиса люди быстрее принимают решение о вложении денег. Рост валюты приводит к нам клиентов. Замечу, что кризис в Краснодарском крае проявляется мягче, чем в других регионах, ввиду большого потока мигрантов. Владимир Карасенко, ООО «Конкордия» (агентство по коммерческой недвижимости) Основные тенденции сейчас: увеличение вакантных площадей в бизнес-центрах всех классов и увеличение сроков экспозиции. Средняя загрузка краснодарских офисных центров составляет примерно 70 %, а осенью 2014 г. заполняемость держалась на уровне 80-90 %. Кризис 2015 г. жестче, чем в 2008-2009 г., тогда арендаторы покидали стрит-ретейл, но помещения заполнялись в сроки до 6 месяцев. Сегодня коммерческие объекты зачастую простаивают более полугода. Игорь Лобач, глава организации «Агропромышленный союз Кубани» Можно ждать масштабного мирового кризиса: сейчас лихорадит китайскую экономику, которая всегда служила локомотивом развития в мире и показывала ежегодный рост до 19 %, а сейчас только 7 %. Что касается кубанских агропроизводителей – все замерли и ждут – многие не определились с ценами. Например, недавно не состоялись закупки зерна в Государственной интервенционный фонд. И в госрезервы не поступило ни одной тонны зерна. Фонд выставил непривлекательные цены, а зернопроизводители могут продавать свой товар за валюту. Я лично чувствую усиление кризиса по звонкам о поиске работы: если раньше мне звонили знакомые с просьбой помочь с работой – 1-2 раза в месяц, то сейчас – два раза в неделю. В кризис перерабатывающие предприятия, которые остались на плаву, покупают оборудование у игроков, покидающих рынок. Технику можно купить за полцены, часто это новое оборудование, например, с завода, который не запустился. Александр Алхутов, директор турфирмы «5 континентов» Ничего хорошего не принесет осень 2015 г.: во-первых, сентябрь-октябрь всегда показывали низкие продажи, во-вторых кризис и рост валюты заставляет отказываться от путешествий. Туристический рынок в Краснодаре вряд ли покинут какие-то компании, потому что слабые фирмы ушли в декабре-феврале 2014-2015 г., остались самые стойкие, которые ждут. Помогут выжить следующие направления: Египет, Тайланд, Эмираты. Это доступный отдых. Российские направления, действительно, выросли, но турфирмы не получили от этого большую прибыль – люди организовывают свой отпуск сами, к тому же цены на отдых на Черном море – высокие, что тоже отпугивает. Владислав Варшавский, гендиректор в «Южный инновационно-консалтинговый центр» Кризис 2008-2009 г. отличался от текущего кризиса: тогда нам было понятно, почему пришли трудные времена – нет денег у кредитно-финансовых организаций. Мы понимали, где есть выход. Сейчас понимания нет – есть ряд системных проблем, есть кризис доверия, нет идей — как выбраться. Осень 2015 г. будет умеренно тяжелой ввиду падания потребления, роста валюты, макроэкономических процессов: бизнесменам стоит сосредоточиться на оптимизации, поиске скрытых резервов бизнеса. Александр Шикинов, директор по продажам Mango Office (IT-компания, облачные сервисы) Кризис – это, прежде всего, борьба за клиента. Поэтому сохранят позиции те, кто сможет завоевать расположение клиентов. Не экономьте на качестве, займитесь улучшением клиентского сервиса, а ресурсы можно найти за счет экономии и оптимизации издержек, в том числе за счет внедрения облачных сервисов. Рынок облачных услуг в 2015 г. продолжит расти. Так, по данным iKS-Consulting объем всего российского рынка облачных услуг в 2014 г. составил почти 13 млрд руб., увеличившись на 35% год к году. Одной из причин его роста как раз стал кризис и ухудшение экономической обстановки: главным словом для заказчиков ИТ в 2015 году стала оптимизация, в том числе затрат на ИТ-инфраструктуру. Уменьшение количества предприятий среднего и малого бизнеса в абсолютном выражении из-за сложной экономической ситуации все-таки повлечет за собой незначительное замедление темпов роста рынка. По нашим прогнозам, годовой рост сегмента составит приблизительно 30%. «Деловая газета. Юг» — новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий Теги: Бизнес