В конце 2015 года ходили предположения, что с рынка начнется массовых уход слабых игроков, а многие проекты окажутся замороженными. Подтверждает ли это практика, отражается ли это на количестве участников ярмарок недвижимости? Безусловно, определенные изменения на рынке есть, но говорить о массовом уходе игроков, на мой взгляд, неправильно. Сегодня выигрывает не тот, у кого больше объектов, а тот, у кого грамотное управление. На плаву остаются те, кто избегает необдуманных трат, имеет наименьшее количество долговых обязательств и правильно расставляет приоритеты. Во многих случаях небольшие компании, которые возводят один или два объекта, но при этом имеют земельный участок в собственности и свои деньги на строительство, чувствуют себя на рынке комфортнее крупных застройщиков. Люди выбирают не громкое имя, они смотрят на качество, на дополнительные сервисы и инфраструктуру. Даже в кризисное время любой товар может найти своего покупателя, если подход к продажам и маркетингу правильный. Опытный, обученный персонал, дополнительные услуги и реклама, направленная на целевую аудиторию — половина успеха, это понимают сегодня как крупные игроки, так и небольшие компании. Именно поэтому количество участников «Ярмарки жилья» постоянно растет. Наши партнеры прекрасно понимают, что выставка сегодня – это один из наиболее эффективных способов продаж. Для своих участников мы создаем идеальные условия для заключения сделок «лицом к лицу». Кроме того, мы всегда очень ревностно относимся к проверке законности и стабильности компаний-участников. Что поменялось на рынке жилой недвижимости за последние годы? Изменилась ли структура предложения? Чего стало больше? Конечно, сейчас бюджетные варианты лидируют в спросе, потому и предложение на них растет. Немного снизилось предложение жилья комфорт-класса, но, на мой взгляд, это не столько показатель снижения спроса, сколько вопрос перенасыщения рынка. К тому же, сегодня слишком размыты границы классов объектов недвижимости. Последние несколько лет показали, что современному покупателю важны не только стены и крыша над головой. Высокая конкуренция в отрасли дала ощутимый толчок к развитию дополнительных сервисов и предложений, заставила застройщиков внимательнее относиться к инфраструктуре, обустройству придомовых территорий и общих зон. На мой взгляд, это очень позитивная для города тенденция. Обратите внимание, даже объекты эконом-класса сейчас предлагают и парковочные места, и организованные подъезды, и места для прогулок с детьми. Кроме того, власти призывают к комплексному освоению территорий, появляются небольшие микрорайоны с социальными объектами и общей инфраструктурой, сохранять разделение на классы становится все сложнее. Отразился ли кризис на последних выставках? Стало ли меньше участников? Кризис всегда открывает недостатки во всех отраслях бизнеса, однако это дает прекрасную возможность для работы над ошибками. Сегодняшние участники строительного рынка стали лучше контролировать продажи, внимательнее относиться к маркетингу и качеству презентации своих объектов. На самом деле, прошедшая в октябре «Ярмарка жилья» стала прорывом в выставочной сфере юга России. Смена площадки позволила нам предоставить нашим партнерам площади международного уровня и, надо сказать, участники ему соответствовали. Результаты октябрьской выставки показали, что «Ярмарка жилья» — эффективный и надежный инструмент продаж. Для компаний-застройщиков это прекрасная возможность не только представить свои объекты и совершить продажи, но и познакомиться с потенциальным покупателем, изучить спрос и оценить общие настроения рынка. Для посетителей выставки это большой выбор предложений, шанс наглядно рассмотреть преимущества и недостатки объектов, получить юридическую и финансовую консультацию. Потому гостями пятой выставки недвижимости «Ярмарка жилья» стали более 10 тысяч человек, и мы уверены, что их количество, равно как и количество компаний-частников, будет только расти. Какие сегменты коммерческой недвижимости, по вашим оценкам, пострадали сильнее всего? Во многих случаях проблемы, возникающие у игроков тех или иных сегментов коммерческой недвижимости – это проблемы управленческие. Докризисный период не требовал особых усилий для получения прибыли с коммерческих объектов, сейчас ситуация изменилась и представителям малого и среднего бизнеса просто не хватает инструментов, позволяющих оптимизировать работу предприятий. Рынок коммерческой недвижимости сегодня наполнен различными предложениями: это офисные и складские площади, гостиничные и курортные комплексы, промышленные и сельскохозяйственные объекты, земли различного назначения и инвестиционные проекты. Все эти объекты требуют грамотного антикризисного управления, инвестиционной поддержки, правильной презентации для заполнения арендных площадей и привлечения клиентов. Изучая этот вопрос, мы столкнулись с необходимостью создания площадки для обмена опытом и привлечения инвесторов в сфере малого и среднего бизнеса. Так появилась идея создания выставки коммерческой недвижимости REEK, которая впервые пройдет в «Экспоград-Юг» с 18 по 20 марта. Наша задача в рамках этого проекта – дать возможность инвесторам узнать о самых актуальных предложениях коммерческой недвижимости, а представителям малого и среднего бизнеса – найти партнеров, наладить диалог с другими представителями отрасли и совместно найти пути выхода из сложных ситуаций. В ходе выставки REEK пройдут семинары по антикризисному управлению объектами курортной недвижимости, позиционированию арендных площадей и управлению бизнес-центрами, использованию эффективных каналов продвижения и сокращению издержек управляющими компаниями. В рамках деловой программы обоих выставок мы готовим пленарное заседание «Развитие рынка недвижимости: как ответить на новые вызовы». Здесь мы обсудим стратегию развития рынка коммерческой недвижимости в новых экономических условиях, представим бизнес-кейсы, успешно реализованные в период предыдущего и нынешнего кризиса. Ждет ли рынок оживление 2016 году? Ожидаете ли вы увеличение участников выставок? Прогнозы – дело неблагодарное, сегодня сложно делать предположения. Думаю, многое будет зависеть от решений властей. Если будет продлена программа ипотеки с господдержкой и появятся новые финансовые инструменты как для застройщиков, так и для покупателей, о чем сейчас много говорят в правительстве, то оживление рынка уже в этом году вполне возможно. Хотя, говорить о полном застое тоже не верно. Мы видим по участникам наших выставок, что сильные игроки чувствуют себя на рынке вполне комфортно, большинство компаний не снижают темпы строительства и разрабатывают новые проекты. Более того, падение рынка – прекрасный шанс для новых компаний заявить о себе. Все эти факторы позволяют нам ожидать увеличение количества компаний, представленных на «Ярмарке жилья» уже в марте. О Евгении Шумейко: Член экспертно-консультативного совета Комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений. Президент МПОО «Законное жилье». Директор ООО «Выставка недвижимости «Ярмарка жилья», организатор Выставки коммерческой недвижимости REEK в Краснодаре. Подготовила Ирина Силантьева, «Деловая газета. Юг» — новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий Теги: Бизнес 12.02.2016