В Транснефти заявили, что анализ качественных показателей нефти за предшествующий период и прогнозные данные нефтяных компаний показывают устойчивую динамику по ухудшению качества российской нефти. Об этом 24 июня 2016 г рассказал зам вице-президента — директор департамента учета и планирования грузопотоков Транснефти И. Кацал, выступая на конференции «Argus Рынок российской нефти 2016″. И. Кацал выступил с докладом на тему - «Российские экспортные сорта нефти – гарантия качества и стабильности». Тема была выбрана не зря — компания сегодня проводит титанические усилия для того, чтобы придать нефти сорта Urals статуса бенчмарка. По информации И. Кацала, сегодня Транснефть формирует 6 экспортных сортов нефти: — 4 средне-сернистых сорта Urals с поставкой через порты Приморск, Новороссийск, Усть-Луга и по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба; — 2 малосернистых сорта: ESPO (East Siberian – Pacific Ocean) с поставкой через порт Козьмино и Siberian Light с поставкой через порт Новороссийск. При этом сорта нефти для экспорта в западном и восточном направлениях формируются из ресурсов различных месторождений. В западном направлении это месторождения легкой и сернистой нефти Западной Сибири, высокосернистой и тяжелой нефти Урало–Поволжья и сернистой нефти Тимано-Печорской провинции. В восточном направлении это только легкая и малосернистая нефть месторождений Западной, Центральной и Восточной Сибири. Долевой состав смеси Urals формируется из нефти Западной Сибири на 65%, нефти Урало-Поволжья на 31% и нефти Тимано-Печоры на 4%. Как рассказал на конференции И. Кацал, по сравнению с 2014 г в составе смеси Urals увеличилась доля высокосернистой нефти Урало-Поволжья и уменьшилась доля нефти Западной Сибири, что стало причиной увеличения среднего содержания серы во всех экспортных потоках этого сорта. Анализ качественных показателей нефти за предшествующий период и прогнозные данные нефтяных компаний показывают устойчивую динамику по ухудшению качества нефти. По результатам многочисленных анализов было отмечено, что сохраняющийся прирост высокосернистой нефти в нефтепроводной системе Транснефти с 2009 г на 20 млн т (в среднем на 2 млн т/год). Это касается регионов добычи: Татарстан, Башкирия, Удмуртия, Оренбургская область. Кроме того, такое увеличение не обеспечено адекватными поставками данной нефти на предприятия нефтепереработки. Среди других тенденций, отражающихся на качестве нефти в транспортных грузопотоках компании, И. Кацал выделил: — увеличение приема нефти с осложненными реологическими характеристиками и пониженным количеством нафтеновых углеводородов; — прогрессирующий фактор «старения», выработанности месторождений с увеличением общей «сернистости» и плотности; — растущий объем малосернистой нефти, поставляемой на экспорт в восточном направлении и на НПЗ России; — снижение общего объема транспортировки сернистой нефти в западном направлении (с 205 до 190,3 млн т с 2013 г). По решению Минэнерго РФ Транснефть с 2014 г весь прирост высокосернистой нефти направляет в экспортные грузопотоки западного направления. При этом компании удалось стабилизировать качество нефти, поставляемой на НПЗ России. Так, среднее содержание серы в нефти, поставляемой заводам в западном направлении, сохраняется на уровне 2014 г и составляет 1,62%, в то время как суммарно содержание серы по всем экспортным направлениям увеличилось в среднем с 1,51% до 1,55%. Игорь Кацал подчеркнул, что неоднородный прием нефти не только в пунктах слияния транспортируемых потоков, но также в пунктах приема, вызывает случайные колебания параметров грузопотоков по количеству и качеству. Нестабильность качества нефти при недостаточной обеспеченности заводов сырьевыми парками приводит к снижению эффективности нефтепереработки – установки работают на неоптимальных режимах, что приводит к уменьшению выхода товарной продукции в одних случаях и перерасходу энергии и катализаторов в других, – пояснил И. Кацал. Не менее значимым является обеспечение стабильности параметров при поставках нефти на экспорт. Несоответствие фактических параметров нефти прописанным в контракте может стать причиной снижения цены партии – в качестве штрафа за нарушение условий контракта. С другой стороны, стабильность параметров экспортного сорта — необходимое условие для того, чтобы ее использовали в качестве базы расчетов на бирже. Именно поэтому стабильность качественных характеристик – одно из ключевых требований к маркерному сорту. По результатам анализа параметров стабильности российских экспортных сортов нефти, наиболее явно этот фактор выражен в экспортной смеси, сформированной путем многократного смешения различных сортов. Например, смесь Urals с отгрузкой через порт Новороссийск поэтапно формируется смешением более чем 6 сортов нефти: западно-сибирской, башкирской, татарской, удмуртской, казахстанской и краснодарской (колебания потока по содержанию серы составляют от 0,05 до 0,07%). Смесь «Приморск» формируется из 3х сортов (колебания составляют 0,03%). Таким образом, в условиях биржевой торговли, когда российские экспортные сорта должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к бенчмаркам, стратегической задачей компании становится обеспечение стабильности и однородности параметров экспортных поставок. Для решения этой задачи Транснефть разработало целевую программу по стабилизации и улучшению качества нефти в транспортных грузопотоках. В ее рамках реализуются проекты по строительству и реконструкции систем смешения и компаундирования нефти на 17 объектах компании: — нефтеперекачивающие станции (НПС) «Самара», «Кротовка», «Калейкино», «Пермь», «Горький» и др; — строительство и переоснащение химических лабораторий, блоков измерения качества и других технических объектов системы контроля; — мероприятия по дооснащению объектов средствами автоматизации и поточными приборами непрерывного контроля качества нефти и внедрению программного комплекса сетевого управления качеством нефти. В заключение И. Кацал с уверенностью заявил, что эти меры способны обеспечить присвоение сорту Urals статуса бенчмарка. Отметим, что компания уже давно говорит о том, что в России просто жизненно необходимо выделить высокосернистую нефть в отдельный грузопоток и создать новый сорт тяжелой нефти. Однако в Минэнерго РФ свои взгляды на этот счет. По мнению чиновников ведомства, говорить об отдельном грузопотоке пока рано, так как ситуация с содержанием серы в нефти пока не критическая. Кроме того, ведомство аргументирует это показательно - нефтяная отрасль получит меньше денег за счет дисконта на сорт Urals (до 2 долл США/барр к сорту Brent), которая даже при снижении уровня серы в пределах стандарта останется именно нефтью сорта Urals. Читатели Neftegaz.RU, впрочем, тоже не поддерживают идеи Транснефти. Однако факт остается фактом — при создании бенчмарка, стране необходимо позаботится о стабильности и качестве нефти. В России сейчас ведется серьезная планомерная работа по созданию маркерного сорта нефти. Благодаря созданию маркерного сорта нефти и запуска торгов фьючерсами на российскую нефть в ближайшие несколько лет соотношение между ценой на Urals и Brent может измениться. Начать биржевые торги российской нефтью на экспорт Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) планирует в ноябре 2016 г. Обсудить на Форуме