Что произошло с ретейлом и торговыми центрами за это время? Как рынок пережил кризис? Еще не пережил. В целом, по моему мнению, существует две стратегические вещи, которые изменились на рынке. Первое, произошла трансформация торговых центров в торгово-развлекательные. И в них уже развлекательная часть выходит на первое место. То есть, entertainment на сегодняшний день является совершенно принципиальным элементом для привлечения потока клиентов. И к этой приставочке «р» надо уже добавить социальную составляющую. Это тоже принципиальное изменение. То есть, сейчас уже надо добавлять МФЦ, почта России, какие-то негосударственные организации, которые помогают привлекать в торговые центры потоки для создания хоть какого-то количества покупателей. И, второй тренд, это конечно, изменение арендных отношений в плане арендодателей и арендателей, которые вынуждены становится партнерами. Сегодня условия не могут диктовать ни одни, ни другие. Если раньше была большая нехватка торговых площадей, то сегодня относительно переизбыток. Но с другой стороны, у нас стрит ретейл не развит, у нас нет таких торговых коридоров как в Европе, а качественные площади нужны. Поэтому здесь все взаимосвязано, им нужно приходить к новым арендным ставкам с процентом с товарооборота. И вот это то, к чему идет рынок. Какие коррективы внес кризис? Слабые ретейлеры однозначно отклолись. Выявились и продолжают выявляться ошибки в управлении. Стало ясно, что у нас очень мало профессионалов на этом рынке, нет специализированного образования, его никто не дает и этому негде научится. Куда движется торговая отрасль? Что ждет ретейл в будущем? Слабые торговые центры или закроются или переформатируются. Здесь конечно без государственной помощи вряд ли кто обойдется, потому что отмирающие ТЦ себя содержать не могут и если они не переформатируются в плане целевого назначения, то им не выжить. Например, многие районные торговые центры в Америке перепрофилировали в дома престарелых. Там существует небольщая торговая площадь, минимальная галерея, но объект работает за счет бюджета или частных денег. Здесь должно произойти то же самое. Многие многофункциональные миницентры уже не несут никакой пользы. В будущем качественные центры окрепнут, поменяют концепцию, рынок сегментируется в разрезе целевой аудитории. Появится классификация наконец-то. Причем, по моему мнению, она будет завязана исключительно на социальном статусе людей. Будут middle центры, low центры, up центры. Есть еще другая проблема. Мы всегда считаем количество квадратных метров торговой площади по отношению к населению. Это неправильно. Мы — не Европа, у нас платежеспособность ниже. Населения, которые являются клиентами торговых центров, не 100% и даже не 80%. У нас их значительно меньше. Мы не можем брать социально незащищенные слои и считать их своей целевой аудиторией. Они скорее аудитория вещевых рынков, секонд-хендов. Поэтому у нас просто сумасшедший переизбыток торговых площадей Ирина Силантьева, «Деловая газета. Юг» — новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий Теги: Бизнес