Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил в силе решения двух нижестоящих инстанций по делу о признании незаконным инвестсоглашения о создании платных парковок в Краснодаре. Прокуратура края с января 2015 года пыталась признать незаконным соглашение, заключенное между департаментом транспорта Краснодара и компанией ООО «Городские парковки». Однако к концу января 2017 г. проиграла уже третью инстанцию, в результате чего у надзорного ведомства осталась возможность обратиться лишь в президиум Высшего арбитражного суда. Прокуратура пыталась оспорить соглашение сразу по множеству оснований. Например, по мнению заявителя, инвестиционное соглашение «фактически прикрывает собой [другую] сделку — концессионное соглашение». «Фактически процедура проведения открытого конкурса и последующего заключения инвестиционного соглашения связана с намерением прикрыть сделку, связанную с безвозмездным использованием обществом земельных участков, являющихся муниципальной собственностью», — писал прокурор. Кроме того, конкурсная документация не содержала данных по участкам, на которых должны размещаться платные парковки, а вопрос об основаниях использования этих земель администрация края решила с нарушением земельного законодательства и законов о конкуренции. Также у прокуратуры возникли вопросы к порядку расчетов, согласно которому инвестор еженедельно перечисляет в бюджет города лишь 10% выручки, полученной от паркующихся водителей, что ущемляет интересы города. По каждому пункту суд нашел контраргументы, отказав прокуратуре в отмене соглашения. Кто стоит за «Городскими парковками» Компания «Городские парковки» принадлежит IT-группе «Ланит» бизнесмена Георгия Генса, который занимает 119 сточку в списке богатейших предпринимателей России (его состояние оценивается в $700 млн). В стране он более известен как владелец Inventive Retail Group, которой принадлежит 333 магазина в 36 городах, работающих под товарными знаками re:Store, Samsung, Lego, Sony и Nike. Выручка этой торговой сети в 2016 году — 41 млрд рублей. Начиная с 2014 года, «Городские парковки» вложили в проект около 280 млн рублей, выручка за почти трехлетний период составила 175 млн рублей, из которых бюджет Краснодара получил лишь 17,5 млн. Кроме того, Генс был совладельцем банка «Российский кредит», у которого в июле 2015 года Центробанк отозвал лицензию. Основным владельцем банка считался банкир Анатолий Мотылев, который скупал негосударственные пенсионные фонды на деньги клиентов этих фондов, размещенные в подконтрольных ему банках. Чиновники вызвали полицию Как говорится на сайте администрации Краснодара, платные парковки создавались по образу и подобию Москвы. Столичный опыт был стимулом для создания платных парковок и в других городах — например, в Петербурге. Так совпало, что в Краснодаре и Петербурге власти столкнулись с одной и той же проблемой — невозможности взимания штрафов с водителей, которые паркуются без оплаты. В Северной столице эту проблему не решили до сих пор, штрафов накопилось на полмиллиарда рублей (сумма одного штрафа — 3 тыс. рублей, втрое выше, чем в Краснодаре), однако бюджет этих денег никогда не увидит (срок давности этих правонарушений — два месяца). Дело в том, что для направления штрафов водителям власти Краснодара должны получить персональные данные владельцев транспортных средств. Однако с января 2016 года управление МВД по Краснодару прекратило предоставлять чиновникам данные водителей, поскольку у местных властей отсутствует на эту тему обязательное по закону соглашение с федеральным МВД. Об этом в январе прошлого года сообщал бывший мэр Краснодара Владимир Евланов в ответ на официальный запрос депутата КПРФ Сергея Обухова. «На сегодняшний день стоит задача — активизировать работу по взиманию штрафов за неоплату парковки», — говорится в сообщении администрации края, опубликованном 1 февраля 2017 года. Из чего можно предположить, что механизм до сих пор не отлажен и нарушители штрафы не платят. После того как бюджет начнет получать поступления от штрафов, власти хотят увеличить долю выручки с 10% оплаченных парковок до пока не определенного значения, следует из пресс-релиза. Однако сотрудник администрации Краснодара, имеющий отношение к развитию платных парковок, утверждает, что МВД с октября 2016 года вновь начало предоставлять местным властям персональные данные автовладельцев, и никаких проблем с направлением штрафов нет. «А до октября эти данные получали муниципальные округа Краснодара и также направляли штрафы водителям. Департамент транспорта просто забрал себе эту функцию, и стал сам направлять постановления. То есть штрафы как раньше направлялись, так и направляются сейчас», — сказал он «ДГ», попросив не называть его имени. Ведомственные разногласия В Петербурге нежелание полиции идти навстречу городскому правительству объяснялось тем, что в зону платной парковки попадали улицы, на которых работают различные структуры правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФСИН и др.). Работники силовых ведомств были бы вынуждены платить за стоянку, приезжая на работу на личном транспорте. После долгих переговоров чиновники исключили из списка лишь часть улиц, поэтому правоохранители по-прежнему не идут на контакт. Ближайший «враг» платных парковок Краснодара — прокуратура края — заседает в здании на Советской улице, 39. И хотя непосредственно возле прокуратуры платной парковки нет (и есть даже пятачок для машин прокуроров, где машины стоят аж в два ряда), зато она есть на примыкающих кварталах на этой же улице, а также на поперечной Красноармейской. Не исключено, что нет восторга относительно платных парковок и у сотрудников краевого ГУ МВД, которые работают на ул. Гаврилова, 96. Ближайшая платная парковка находится в паре сотен метров, у домов 98–100. Еще одна парковка — на углу улицы Красной и улицы Гаврилова, также рядом с полицией. Дорогие инкассаторы Власти города хотят с 1 марта 2017 года перевести парковки на безналичный расчет, полностью закрыв возможность оплаты наличными. Как утверждается в сообщении администрации Краснодара, «уже сегодня значительная часть пользователей предпочитают безналичные способы оплаты». По расчетам чиновников, 60% автомобилистов города отдают предпочтение мобильным способам оплаты. Хотя отзывы водителей, оставленные в AppStore и Windows Apps, пестрят сообщениями о многочисленных багах и проблемах с приложением. Истинная причина перехода на безналичный расчет — дороговизна инкассаторских услуг. Именно ею объясняли отказ от наличности власти Петербурга, ею же, выступая в СМИ, объясняют эти планы сотрудники фирмы «Городские парковки». 17,5 млн рублей получил бюджет Краснодара за почти три года работы платных парковок. Кто зарабатывает на платных парковках Схема владения ООО «Городские парковки»: ООО «ЛАНИТ-холдинг» («Лаборатория новых информационных технологий») — 50% — Георгий Генс (81%) — «ДЕСОН ФИНАНС», Британские Виргинские острова (19%)* ООО «ЛАНТЕР» («Лаборатория новых терминальных решений») — 40% — ООО «Ланит-холдинг» (70%) — Андрей Арефьев, гендиректор ООО «ЛАНТЕР» (30%) Алексей Бердников, гендиректор ООО «Городские парковки» — 5% Виктор Серебряков, глава департамента комплексных проектов «ЛАНИТ-холдинга» — 5% *иностранная компания вышла из состава собственников ООО «Ланит-холдинг», ее доля никому не передана. Александр Аликин «Деловая газета. Юг» — новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий Теги: Авто,Краснодар,Власть и бизнес,Общество,Транспорт 14.02.2017