По данным Краснодарстата, в январе–ноябре 2016 г. в Краснодарском крае по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. сократилось производство различных видов цементов на 14,4%, кирпича керамического неогнеупорного строительного — на 10%, конструкций и деталей сборных железобетонных — на 9,1%, кирпича строительного (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня — на 7,5%, черепицы, плитки, плит и аналогичных изделий из цемента, бетона или искусственного камня — на 4,3%. Добыча строительных нерудных материалов сократилась на 4,5%. О падении производства и продаж строительных материалов заявили все опрошенные ДГ представители рынка. «Прошлый год оказался для предприятия не очень удачным. В реализации произошло снижение стоимости и спад продаж. Основной рынок сбыта для нашей продукции — Краснодар. 80–90% продукции мы продаем строителям, 10–20% — дорожникам. Сейчас в строительной отрасли кризис, соответственно наша продукция не очень актуальна», — рассказал главный инженер ОАО «Архиповский карьер» (один из крупнейших карьеров Белореченского района, производит щебень, гравий, песок, отсев) Виталий Семенов. По его словам, реализация снизилась в среднем на 50–60% (по сравнению с 2014 г.), средняя цена на продукцию опустилась на 20–30%. Снижение объемов происходит и на рынке производства кирпича. «В последние два года отрасль переживает непростые времена. Платежеспособный спрос сокращается, вызывая такие явления, как стагнация и дефляция с обострением конкуренции при одновременном росте издержек», — пояснил первый заместитель генерального директора ОАО «Славянский кирпич» по маркетингу, сбыту и ВЭД Игорь Слупский. По данным аналитического агентства СМ PRO, объемы производства кирпича в РФ в 2016 г. сократились к 2015 г. на 24,2%, в том числе по керамическому кирпичу на 18,6%, при снижении объемов отгрузки потребителям (продаж) по кирпичу в целом на 21,4%, кирпичу керамическому — на 16,1%. Реализовывать кирпич в другие регионы не всегда рентабельно. У рынков сбыта этой продукции есть свои особенности. «Дело в том, что кирпич в силу высоких логистических издержек и равномерного распределения производственных мощностей по регионам имеет небольшой радиус продаж (до 500 км — по обычному кирпичу и до 1000 — 1500 км — для отдельных, более дорогих видов)», — отметил Игорь Слупский. Тем не менее в 2016 г. компании удалось существенно расширить территорию продаж. В настоящее время география продаж представлена 24 регионами и 85 населенными пунктами европейской части страны, но основным рынком компании является ЮФО. Некоторые из производств Краснодарского края в прошлом году вынуждены были приостановить деятельность. «Объемы производства кирпича в 2016 г. упали на 15–20%. Объем реализации сократился еще больше. С октября прошлого года завод остановлен. Склады забиты продукцией. Спроса нет, сбыта и перспектив — тоже», — рассказал ДГ о ситуации на предприятии руководитель одного из заводов региона, пожелавший остаться неназванным. В поисках идей Эксперты предполагали, что одним из вариантов, которые помогут производителям стройматериалов выжить в кризис, будет их участие в крупных государственных проектах — например, строительстве Керченского моста. Однако здесь обнаружились свои «подводные камни». «Нам поступали предложения принять участие в строительстве Керченского моста, но условия сотрудничества показались невыгодными. По качеству песок, добываемый в Архиповском карьере, соответствует всем нормам и требованиям. Основные сложности возникают с его доставкой до места строительства моста, а также с предложением невыгодных условий контракта в части больших отсрочек оплаты поставленной продукции», — говорит Виталий Семенов. Производителям приходится искать другие варианты для того, чтобы выжить в кризис. «Сейчас мы наладили выпуск новых видов продукции, удовлетворяющих требованиям заказчика, строительных норм и стандартов. В индивидуальной форме рассматриваем выпуск новых видов продукции. В основном эта продукция для дорожной отрасли, так как приняты новые стандарты, ужесточающие требования к качеству автомобильных дорог и соответственно к производимому нашим предприятием материалу», — рассказал Семенов. По мнению Игоря Слупского, в 2017 г. предпосылок для роста рынка и отрасли в целом нет. «В текущем году мы планируем сохранить продажи на уровне 2016 года, а по некоторым видам кирпича увеличить продажи за счет расширения ассортимента и вывода на рынок новых уникальных продуктов», — заявил он. Руководитель отдела продаж по Южному и Северо–Кавказскому федеральным округам ООО «Реопласт» (компания–поставщик добавок в бетонные смеси) Евгений Дятченко настроен более оптимистично. «На 2017 г. наши планы — прогнозы на 20% выше, по сравнению с показателями, достигнутыми в 2016г. Основной упор делаем на ряд проектов ЮФО и СКФО и частного застройщика. Перспективы всегда есть, наша компания находится постоянно в стадии разработок новых продуктов, с помощью которых мы всегда будем решать клиентские задачи любой сложности». По данным аналитического агентства СМ PRO ⇢ В октябре 2016 г. среднемесячная цена производителей керамического кирпича в РФ продемонстрировала падение в 4,4% (с 7,35 руб./усл. кирп. в сентябре до 7,02 руб./усл. кирп. в октябре 2016г.). Цены производителей на силикатный кирпич также упали, здесь цена изменилась на 0,8% (5,95 руб./усл. кирп. против 5,99 руб./усл. кирп.). При этом цены в октябре 2016 г. к октябрю 2015 г. изменились разнонаправленным образом: керамический кирпич стал «дешевле» на 4%, но силикатный кирпич «подорожал» на 1%. Цена приобретения керамического кирпича увеличилась на 2,2%, силикатного — упала на 2,2%. Доля Краснодарского края в общем объеме производства строительного кирпича в РФ в октябре 2016 года (млрд. усл. кирп., %) (6 824 млн. усл. кирп.) Наталья Смирнова «Деловая газета. Юг» — новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий Теги: Бизнес,Промышленность,Краснодарский край 22.02.2017