Грамотная пропаганда проекта, который должен помочь решить острейшую проблему краевого центра, привела к его обсуждению в ЗСК на заседании рабочей группы в комитете по вопросам топливно–энергетического комплекса, транспорта и связи. Презентацию «НАЗЕМного Метро Краснодарской Агломерации» представили разработчики: член Совета директоров ОАО «Кубань Экспресс–Пригород» (КЭП) Евгений Змиев и представители общественного движения «Городские решения». По результатам встречи решили создать межведомственную рабочую группу на краевом уровне, которая займется реализацией «Наземки». Чтобы сдвинуть проект с мертвой точки, нужна серьезная координация нескольких структур и уровней власти: РЖД, КЭП, муниципалитетов Краснодара и окружающих его районов, а также властей края. Совсем не андерграунд Проект «Наземка» был представлен общественности в декабре 2016 г. По словам Евгения Змиева, главной проблемой «пробок» в агломерации Краснодара численностью около 2 млн человек являются транзитный транспорт, а также личные автомобили жителей пригородов, которые едут в краевой центр на работу утром и обратно вечером. Число таких машин, по разным подсчетам, колеблется от 150 до 200 тыс. в сутки. «Мы предлагаем предоставить жителям пригорода и города транспортный сервис — «наземное метро», который позволит людям выбирать, стоять в пробках или быстро ехать», — пояснил он. «Наземка» — это электропоезда, которые будут курсировать с 6 утра до 24 часов ночи с интервалом 20 минут в часы пик и в два раза реже в остальное время, на уже существующих железнодорожных путях через весь город. На первом этапе, по замыслу инициаторов, будет задействована зона радиусом 30 км вокруг Краснодара, ограниченная станицами Северской, Васюринской, Динской и Новотитаровской. Именно на этих направлениях города и пригорода начнет работу «Наземка». «Это самые напряженные для въезда и выезда из Краснодара участки», — рассказал ДГ Змиев. Планируется создать шесть линий «наземного метро». В результате, предполагает автор проекта, поток машин, следующий в город из пригорода, снизится на 20–30 тысяч. Что предстоит сделать Всего в «Наземке» будет задействовано 37 остановочных пунктов (станций). По проекту, чтобы осуществить идею, надо на первом этапе построить 14 новых станций. Евгений Змиев сообщил ДГ, что их строительство может обойтись примерно в 60 млн рублей. Планируется использовать 18 уже существующих станций и пять станций, которые предполагается строить на втором этапе проекта. Кроме того, требуется организовать от 3 до 10 больших и малых перехватывающих парковок, которые локализуются на окраинах и в пригороде, в местах действия «Наземки». Стоимость строительства и обустройства парковок господин Змиев оценивать не берется. Немаловажный момент — согласование графика движения городских поездов. Это ведение РЖД. «Требуется немного: организовать приоритет движения наших поездов, чтобы они стабильно ходили в строго заданном интервале 20–40 минут на первом этапе, а в дальнейшем сократить этот интервал до нужной потребности. Для этого не надо денежных инвестиций. Вопрос создания новых рабочих мест для диспетчеров не стоит, так как эта система уже хорошо организована в РЖД, Краснодарский ж/д узел не загружен на 100%. Если сравнивать степень загруженности с временами СССР, то сейчас загрузка намного меньше», — рассказал ДГ Евгений Змиев. «Инвестиции из выручки» Поясняя то, что для реализации не потребуется значительных инвестиций, Евгений Змиев подчеркнул: «Проект больше организационный, а не инвестиционный. Основные ресурсы для всего вышеперечисленного у нас уже есть. Железнодорожные пути строить не надо. Вагонный парк для перевозки людей существует на базе РЖД и КЭП». Также, по его словам, после раскатки маршрутов первого этапа (примерно через полгода после начала работы) планируется брать новые электропоезда в лизинг, когда сформируется пассажиропоток и станет ясен размер выручки с каждого направления за счет продажи билетов. «Это не обычные инвестиции, когда сегодня вкладываются деньги, а потом ожидается выручка в течение нескольких лет. Наоборот, из выручки будут делаться инвестиции», — декларирует член Совета директоров КЭП. «Сегодня тариф на билет в электричке составляет 22 рубля за 10 км, если его применить и для «Наземки», может хватить на обслуживание при плановой заполняемости «метро». Но разработка тарифной политики еще впереди. На данный момент электрички заполняемы не полностью, поэтому встают вопросы о дотации от края. Мы рассчитываем на то, что пассажиропоток на участке действия «наземного метро» будет гораздо выше, он составит около 90 тыс. в день. Поэтому доходность увеличится и дотаций не потребуется», — рассказал он. Проект в перспективе будет работать до Горячего Ключа, Абинска — Крымска, Тимашевска, Кореновска, Усть–Лабинска. Эти границы являются дальним радиусом «Наземки», их подключение будет означать начало действия третьего этапа работы проекта. Нужны «локомотивы» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края пока еще не высказало свою позицию по поводу того, кому будет поручено осуществлять перевозки по проекту наземного метро. Поэтому инициаторы предполагают варианты, как юридически оформить «Наземку», будет ли это новый проект частно–государственного партнерства или КЭП станет кроме пригородных маршрутов также заниматься линиями «наземного метро» Краснодарской агломерации. Инициаторы » наземного метро» призывают к сотрудничеству с частными инвесторами. Ими могут стать торговые центры, стадионы, рынки, находящиеся рядом с будущими станциями наземного метро, и у которых появятся новые посетители и перспективы для развития. Так, по словам представителя «Городских решений» Мирослава Вальковича, по результатам недавнего опроса среди жителей Краснодара в соцсетях, какие станции «Наземки» для них были бы предпочтительнее, на первом месте станция «Красная Площадь», возле одноименного ТРЦ, а на втором — «СБС Мегамолл». Эти торговые центры претендуют на то, чтобы стать «локомотивами» пассажиропотока. Переговоры с предполагаемыми инвесторами пока не велись, так как общественники считают, что они должны идти между властями и ТРЦ. «Мы не можем брать на себя эту задачу, так как не имеем никакого отношения к финансам, только контролируем процесс», — прокомментировал он. Источник, близкий к руководству «СБС Мегамолл», сообщил ДГ: «Мы пока вообще не слышали про проект ничего, кроме мифов, никто по поводу строительства станции или иных совместных инвестиций к руководству ТЦ не обращался». Заместитель директора по маркетингу сети ТРЦ «Красная площадь» Юлия Смородина пояснила ДГ: «Организаторы проекта не выходили на руководство нашей компании с предложением. Информацию о подобных проектах мы обычно узнаем из СМИ, как и большая часть жителей Краснодара. Остальное пока обсуждать рано». По словам Змиева, власти уже начали поддерживать проект. Так, по сообщению пресс–службы Законодательного собрания края, председатель профильного комитета Владимир Чепель заявил на заседании: «Проект так называемой «Наземки» — один из способов решить проблему пробок в Краснодаре, если не полностью, то хотя бы значительно ее облегчить». Кроме него поддержку проекту выразил вице–мэр Краснодара Евгений Зименко. Также, по словам Змиева, «Наземка» получила согласованную позицию СКЖД. Пока никак не высказался губернатор Кубани. СКЖД выразило формальное одобрение «наземному метро» в ответе на запрос одного из сторонников проекта Руслана Юркова (опубликовано в соцсетях. — Ред.). В частности в документе говорится: «ОАО «РЖД» поддерживает предложение реализации проекта «Городская электричка» в Краснодаре и выражает готовность участия в рабочей группе по дальнейшей его реализации». Стоит отметить, что отвечавший на запрос замначальника дороги по взаимодействию с органами власти СКЖД Сергей Дмитриев не делает в ответе различия между проектом «Городская электричка», уже реализуемого КЭП и «Наземкой». Также он подчеркнул: «Для реализации необходимо проводить маркетинговые исследования, на основании которых в дальнейшем развивать логистические схемы движения городского транспорта, а также приобретать подвижной состав и строить дополнительные платформы». Мечты и популизм Опрошенные ДГ эксперты не разделяют оптимизма по поводу «наземного метро» и начала его работы через несколько месяцев. Петр Бобрик, ст. научный сотрудник Института проблем транспорта РАН (Москва), считает: «Прежде всего, это нельзя называть метро, просто регулярные городские электрички. Метро должно иметь отдельное пространство и пути, отделенные от железной дороги, — отличия здесь технологические. Построить станции недолго, но вот согласовать с РЖД все вопросы займет, на мой взгляд, не менее 3 лет, по опыту аналогичного проекта в Москве». Также ученый полагает, что стоимость проекта занижена и оценивает строительство 14 станций в сумму около 200 млн рублей. Андрей Бурцев, руководитель Краснодарской аудиторско–консалтинговой компании BSC audit, недоумевает: «»Наземка» — это мечта, красиво оформленная, но плохо продуманная и нереализуемая. Откуда взялись все цифры? Почему они настолько приблизительные? Кто все это просчитал? На каких социологических исследованиях основаны данные, что водители сменят автомобили на общественный транспорт?». Он напоминает, в бюджете Краснодарского края на 2017 г. не заложено ни копейки на реализацию «Наземки». «С учетом всех существующих проблем, проект возможно реализовать в перспективе 10–15 лет — ведь необходимы проектные работы, строительство парковок, переоборудование ж/д переездов и многое другое», — пояснил он. Также можно представить новые пробки перед новыми шлагбаумами. Бурцев отметил, что один из авторов «Наземки», единоросс Евгений Змиев, заявил о своем намерении участвовать в предстоящих выборах в ЗСК, поэтому проект можно назвать популистским. «Сам по себе проект никак не решит проблему пробок. Планируемое (и ничем не подкрепленное) количество машин, на которые снизится транспортный поток, — 20-30 тысяч. На сегодня это лишь 5% от общего числа транспорта, передвигающегося по улицам города», — заключил эксперт. Анатолий Мокроусов, бывший главный архитектор Краснодара «Я уверен в том, что реализовать проект «Наземка» технологически невозможно. Через город следует множество грузовых и пассажирских составов. Для того, чтобы запустить электрички с интервалом от 20 до 40 минут, необходимо полностью перестраивать график движения поездов. Для СКЖД федералами поставлена задача в 3 раза увеличить грузопоток и пассажиропоток через Краснодар, они сейчас с трудом осуществляют диспетчирование, что говорить о дополнительном трафике городских электричек. Кроме того, все усложняется тем, что по многим направлениям есть только однопутные железнодорожные линии. РЖД сейчас озабочена тем, чтобы построить дублирующие пути, а это требует огромных финансовых затрат, поэтому они не выделят на осуществление проекта ни копейки, хотя формально выражена поддержка. Поэтому, где вдохновители «наземного метро» будут искать инвестиции, неясно».  Факты ⇢ 19 из 37 станций нужно построить ⇢ от 60 до 200 млн руб. — стоимость строительства станций ⇢ от 3 до 15 лет — сроки исполнения проекта ⇢ 22 рубля — предполагаемая цена билета за одну поездку 90 тыс. человек в день — прогнозируемый пассажиропоток. Дмитрий Титков   «Деловая газета. Юг» — новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий Теги: Транспорт,Общество,Краснодар 14.03.2017
Ссылка на источник



Комментарии закрыты.

  • Свежие комментарии

  • Популярные статьи

    • Не найдено
  • Облако меток