Наверное, это очень по–нашему — заниматься бизнесом, который приносит прибыли меньше, чем удовлетворения от самого процесса. Да и разве можно назвать бизнесом то, чем занимается молодой предприниматель Илья Кущиди? Склонность к творчеству у Ильи была с детства — учился в художественной школе, поступил на худграф Кубанского госуниверситета. Но, по признанию самого Ильи, ему профессионально дали больше, чем академические занятия, уроки художника Нины Пападопулос, супруги известного греческого живописца, академика РАХ Харлампия Пападопулоса. В это же самое время Илья активно занимался спортом, развивал бильярдный клуб отца. Жил как все ребята в его возрасте, особо не задумываясь о завтрашнем дне. И вот в это же самое время он вдруг решил сделать сложную для художника работу — вырезать из дерева икону. Получилось. Четыре года назад свой первый образ — рельефный лик Николая Чудотворца — Илья, сильно волнуясь, показал настоятелю Свято–Казанского храма в Крымске протоиерею Сергию. Священник дал благословение на труды молодому мастеру. Затем работу Ильи одобрил и епископ Новороссийский и Геленджикский владыка Феогност. «У меня после благословения как будто крылья выросли, — говорит Илья. — Когда берешься за такие серьезные работы, становится очень нелегко, понимаешь, какая ответственность на тебе лежит. Поэтому ни в коем случае нельзя отклоняться от канонов». Ту самую первую икону у Ильи купили, причем дали за нее хорошие деньги. Резной образ Николая Чудотворца пришелся по душе одному известному в крае бизнесмену с таким же именем. Что–то у него в то время не ладилось в жизни, совсем туго шли дела. Он узнал об иконе и приехал за ней в Новороссийск. Через неделю Николай вернулся к начинающему мастеру и… попросил сделать иконы для своих детей. Чудо или нет, но о молодом резчике пошла добрая молва. Появились первые заказы. «Я мастер. Не могу взять на себя ответственность и утверждать, что вот купит человек икону, и она сделает его счастливым. Иногда, конечно, бывают ситуации, когда надеяться больше не на что — только на чудо. Но я не верю, что человек, который только просит «Боже, боже, дай мне!», будет счастлив и получит то, чего он хочет. Для достойной жизни надо трудиться. А труд должен быть одухотворенным и творческим. Но то, что икона это однозначно позитивный подарок, вещь с благим намерением — это факт. Мои иконы освящают в церкви, а потом дарят на свадьбы, на венчание, на дни рождения — рассказывает Илья. — Это же подарок с глубоким смыслом». Сегодня работы Ильи Кущиди можно встретить в домах верующих, коллекционеров и любителей искусства, он стал известным мастером и даже сделал из своего увлечения дело. Зарегистрировал ИП, платит налоги, все как положено. Дело, которое выбрал Илья, уж очень тонкое и кропотливое, и существует, скорее, не по законам бизнеса, а по велению души. Друзья не всегда понимают, как можно сутками напролет сидеть над одной–единственной иконой, а потом продать ее за деньги, которые не оправдывают вложенного труда и дорогостоящих материалов. Конечно, есть среди его заказов и дорогие экземпляры, все зависит от желания и возможностей покупателя. Но в любом случае, сначала нужно вложиться — закупить качественные материалы: древесину ценных сортов — бук, дуб, лакокрасочные материалы премиум–класса, причем только у одного проверенного поставщика, сусальное золото и серебро высшей пробы. Маржинальность такого бизнеса чисто символическая. Но для Кущиди его «Мастерская» — не просто дело, это, скорее, возможность реализовать свой дар и рассказать людям о том, что ему кажется очень важным. Илье в его «Мастерской» помогают еще несколько человек. Сегодня здесь изготавливают не только иконы ручной работы, но и эксклюзивные деревянные рамы для зеркал, элементы декора интерьеров. Но для того, чтобы расширять дело, надо развиваться минимум по трем направлениям, считает Илья. Во–первых, повысить свое мастерство, во–вторых, улучшить технологический процесс, а в–третьих — постоянно отслеживать арт–тренды. Елена Шаронова, кандидат искусствоведения: «Традиция изготовления рельефных икон зародилась в Византийской империи. Из Византии они пришли в Грецию, Сербию и Болгарию. В XI веке первые «иконы на рези» — так их называли в летописях — были привезены на Русь паломниками, возвращавшимися из Святой Земли. Расцвет рельефных икон пришелся на XVI век. Множество «резчиков иконописных» работало в лаврах и монастырях. Авторство большинства объемных икон установить сложно, поскольку мастера не подписывали свои творения: создание святых изображений считалось делом соборным и молитвенным. В том же веке начала свою работу Кремлевская оружейная палата, в составе которой была открыта мастерская резных дел. В 1551 г. в ней было создано Моленное место царя Ивана Грозного, которое и сегодня можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Во время церковной реформы, инициированной патриархом Никоном в середине XVII века, резные иконы сочли пережитком язычества, влиянием римской католической церкви, и начали активно уничтожать». Кира Кулабухова «Деловая газета. Юг» — новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий Теги: Нина Пападопулос,Илья Кущиди,Искусство,Новороссийск 17.04.2017