Сегодня, 13:28 Порывшись в интернете, можно отыскать множество ссылок по теме. И самая значимая — госпрограмма «Внедрение газомоторной техники с разделением на отдельные подпрограммы по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, авиационному транспорту и технике специального назначения», срок действия которой 2015–2020 гг., а «стоимость» — без малого 110 млрд рублей. Цели этой программы были воистину раблезианские: перевести практически весь транспорт на использование газа — в том или ином виде. И локомотивы будут на газовом топливе тянуть составы, и самолеты с вертолетами переведут с керосина на газ… И, если морской контейнеровоз или Ту–154, работающие на газовом топливе воспринимаются как научная фантастика, то подпрограмму «Внедрение газомоторной техники на автомобильном транспорте» многие воспринимали серьезно. Почему? Да потому что в нашей стране достаточно массово газобаллонное оборудование (ГБО) на автомобили устанавливают уже больше четверти века. Само газовое топливо и, соответственно, ГБО бывают двух видов: сжатый метан или сжиженная смесь бутан–пропана. За это время сменилось несколько поколений этого оборудования. Сначала «газ» ставился только на карбюраторные двигатели, позже освоили инжектор. Сегодня интересная тема — перевод на газовое топливо дизельных двигателей. Среди производителей такого оборудования появились мировые лидеры, — несколько компаний из Нидерландов и Италии. Отечественные автопроизводители уже поставили на конвейер выпуск машин, которые могут работать как на газе, так и на бензине — целые «семейства» автобусов ПАЗ, ЛиАЗ, НефАЗ, автобусы и легкие коммерческие грузовички ГАЗ. А буквально два месяца назад начались продажи Lada Vesta CNG — эта модель в качестве топлива использует как бензин, так и сжатый метан. С течением времени выявлялись и «излечивались» детские болезни такой техники. Например, с завода приходили ПАЗики, у которых объема газа в баллонах не хватало на работу в течение смены водителя, и владельцам приходилось устанавливать дополнительные баллоны. Впрочем, пора с мажорных интонаций перейти к реальному положению дел. Упоминаемую выше госпрограмму так и не приняли, она до сих пор находится в стадии проекта и рассматривается. То ли антироссийские санкции помешали, то ли появление Навального на политической сцене, то ли просто денег нет. Хотя… Хотя и без этого проекта «работала» другая программа — субсидирования покупки газобаллонных автомобилей в 2013–2016 гг., на которую правительство выделило 10 млрд рублей. И Краснодар, кстати, успел впрыгнуть в этот «поезд»: в городе работают, по меньшей мере, 30 метановых автобусов НефАЗ, закупленных по этой программе. «По меньшей мере» — потому что цифру 30 мы опять же отыскали в интернете. Точными данными, как оказалось, не владеет и краснодарский городской департамент транспорта, куда редакция ДГ отсылала запрос по теме. И вот ответ: «…информация о количестве общественного транспорта, работающего на газомоторном топливе, в департаменте отсутствует. Это связано с тем, что при заключении муниципального контракта на перевозку пассажиров общественным транспортом приоритеты автотранспорта, работающего на газомоторном топливе (по сравнению с автобусами, работающими на бензине или солярке), отсутствуют. Также отсутствует информация о начале эксплуатации транспортных средств на маршрутной сети муниципального образования город Краснодар, работающих на газомоторном топливе. Информация о проблемах, связанных с эксплуатацией транспортных средств, в департамент транспорта не поступала. В настоящее время администрацией муниципального образования город Краснодар не проводятся мероприятия, направленные на софинансирование расходных обязательств перевозчиков, связанных с приобретением автобусов, работающих на газомоторном топливе…» В общем, ответ департамента в духе «я – не я, и хата не моя». Единственное светлое пятно в письме, — информация о том, что городской департамент архитектуры содействует инвесторам по вопросам выделения двух участков под создание газозаправочной инфраструктуры – в Знаменском и окрестностях «OZ Молла». Все это — в рамках давнего, еще при Ткачеве, соглашения администрации края с «Газпром–газомоторное топливо» и «НК «Роснефть». По поводу «двух участков» требуется небольшое пояснение. Если заправок с сжиженным пропан–бутаном (средняя стоимость литра на начало сентября 19 рублей) в крае огромное количество, то станций, где можно заправиться сжатым метаном (14 рублей), — по пальцам пересчитать: 15 АГНКС — в крае и плюс две — в Адыгее. В Краснодаре их всего две: на «Ростовке» и на Восточно–Кругликовской. При том, что подавляющее большинство городских «маршруток» и городских автобусов, а также добрая половина небольших коммерческих грузовичков ездят на метане. На этих двух АГНКС очередь сохраняется круглые сутки. (И, кстати, счастливые владельца Lada Vesta CNG тоже встанут в эти очереди). По упоминаемому выше соглашению между администрацией края и поставщиками газомоторного топлива к 2017 г. в краевом центре должны были появиться еще две новые АГНКС (и плюс прорабатывается вопрос об установке на трех обычных АЗС модулей для компримированного метана). Коих нет, и дело замерло — как мы видим из письма департамента — на стадии содействия выделения земельных участков. Отчего же все так грустно с этим газомоторным топливом? «Такое впечатление, что государство забыло о своих планах по переводу транспорта на газ, — рассказывает Сергей Бойчук, владелец магазина «Италгаз» по продаже компонентов ГБО. — Ведь вначале много говорилось о снижении или обнулении транспортного налога для владельцев машин «на газе». Я 15 лет на этом рынке, и не могу сказать, что мой бизнес развивается. Появилось слишком много видимых и невидимых препятствий». И он объяснил. Во–первых, установка ГБО — это дорогое удовольствие: стоимость «плавает» в зависимости от курса евро, но в среднем это порядка 30 тыс. рублей. Если ты не таксист, не используешь машину в каких–то коммерческих целях, если ездишь не слишком много, то «отбивать» стоимость своего ГБО будешь полтора–два года, лишь потом начнется экономия на топливе. Но многие автовладельцы меняют машину через 3–5 лет, и тогда получается, что ты покупаешь и устанавливаешь ГБО, которым …полноценно будет пользоваться второй владелец. Что же касается коммерческих перевозок, то иногда встречаются требования о том, что нельзя в такси или в городской «маршрутке» использовать машину старше, к примеру, пяти или семи лет. И никого не волнует, что ты инвестировал в ГБО. Сергей Редькин, владелец компании по установке ГБО «ЮгГазМонтаж», обратил внимание на еще одну серьезную проблему. С 2015 г. действует «Государственный технический регламент использования транспортных средств», в контексте которого все изменения в конструкции автомобиля должны быть подвергнуты экспертному заключению и зарегистрированы в ГИБДД. Проще говоря, если вы ездите на газовом топливе, то об этом должна быть отметка в техпаспорте. И пусть вы устанавливали ГБО в сертифицированной компании, и само оборудование у вас самое лучшее, но нет пометки «газ/бензин» в техпаспорте — и это значит, что в любую минуту вам грозит штраф за внесение изменений в конструкцию машины. Без этой пометки у вас машину не снимут с учета, если вы решитесь ее продать. Оформлением в ГИБДД «переделки» машины «на газ» обычно занимается установщик ГБО. И однозначно это муторное занятие. И дело даже не в том, что надо отдать за оформление еще тысяч десять (что автоматически удлиняет срок компенсации стоимости ГБО), — надо пройти пару экспертиз, подготовить «кучу» документов, а потом ждать решения месяцами. Сергей Викторович показал мне с десяток пакетов документов из январской (!) партии, которые ГИБДД на днях, то есть в августе, вернула для исправления каких–то ошибок и неточностей. Лично у меня сложилось впечатление, что весь этот механизм по оформлению ГБО специально сделан таким скрипучим и нерасторопным, чтобы люди искали обходные пути, какие–то коррупционные схемы. В том же Дагестане все значительно цивилизованнее. Приведу цитату с официального сайта МФЦ РД: «Подать документы на регистрацию ГБО теперь можно в любом многофункциональном центре республики. Автовладелец может подать заявку на проведение предварительной технической экспертизы автомобиля и установки ГБО. Полученное заключение и другие документы сотрудники МФЦ в электронном виде направляют в подразделение ГИБДД МВД по РД. МФЦ выдает автовладельцу уведомление о постановке в очередь, где указано точное времени прохождения процедуры регистрации транспортного средства. Такая форма регистрации позволит водителям сэкономить время и оформить документы на газовое оборудование без лишней беготни. Напомним, что недавно из–за регистрационного хаоса водители маршруток отказались выходить на работу. Они не успевали зарегистрировать ГБО за отведенное время, поэтому штрафы от инспекторов ГИБДД стали увеличиваться…» Или на Кубани МФЦ нет? Или власти ждут, когда наши водители маршруток забастуют?! Михаил Кибальник «Деловая газета. Юг» — новости Краснодара, Краснодарского края, бизнес, финансы, общество, политика, новости предприятий Теги: Авто,Газовое топливо,Экология 13.09.2017