Белоруссия планирует увеличить экспорт нефтепродуктов в страны Европы, ориентируясь, в 1ю очередь на соседние страны. Об этом 28 сентября 2017 г на V Международной отраслевой конференции Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница заявил ио гендиректора Белорусской нефтяной компании (БНК) С. Гриб. Благодаря модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ ) Белоруссия увеличивает производство нефтепродуктов. Большой интерес к поставкам из Белоруссии проявляет Украина, но для БНК — это не самый привлекательный рынок. Главная цель компании — европейские рынки. Так, спрос на нефтепродукты растет в Польше, где уже работает дочка БНК. Кроме того, планируется увеличить поставки в Словакию и зайти на рынки прибалтийских стран. Время выбрано удачно — на глобальном рынке наблюдается дефицит дизельного топлива, на котором как раз и хочет сыграть БНК, рассчитывая на то, что такая тенденция сохранится на ближайшие 3-4 года. Планы масштабные, но их реализация может упереться в разногласия по транспортировке нефтепродуктов из Белоруссии на экспорт, возникшие между Россией и Белоруссией. Предыдущий этап нефтегазового спора между Белоруссией и Россией привел к тому, что из-за уменьшения поставок российской нефти в конце 2016 г поставки нефтепродуктов из Белоруссии в ЕС в начале 2017 г сократились на 33%. Ограничение поставок нефти было 1 из мер, которые Россия использовала для того, чтобы побудить Белоруссию оплатить долг за газ. В результате спор удалось разрешить, однако белорусская сторона получила ряд преференций. Сейчас же Россия считает правильным, чтобы Белоруссия экспортировала нефтепродукты со своих НПЗ с использованием российской железнодорожной инфраструктуры и портов. Такое поручение президент РФ В. Путин дал 16 августа 2017 г , Минэнерго РФ находится в стадии формирования предложении по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты. Реализовано это может быть в форме пакетного предложения, в котором будет взаимоувязано получение Белоруссией российской нефти и использование российской инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов. По действующему соглашению, Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку. мВ 1 полугодии 2017 г из России в Белоруссию было поставлено 9,6 млн т нефти, что на 21,3% меньше, чем годом ранее. Транспортная система РФ может принять 7-8 млн т нефтепродуктов из Белоруссии до конца 2017 г в случае переориентации грузопотока из портов Литвы. Для стимулирования белорусских перевозок РЖД до конца 2018 г предоставляют 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ. Однако, Белоруссия продолжает использовать инфраструктуру прибалтийских стран для экспорта нефтепродуктов, не интересуясь ни Усть-Лугой, ни Санкт-Петербургом. Мотивирует это белорусская сторона тем, что с прибалтийскими портами заключены долгосрочные соглашения, но добавляет, что даже с учетом скидки, железнодорожные тарифы в прибалтийском направлении ниже по сравнению с российским. Похоже, Белоруссия начинает заниматься привычным делом - торговаться, выбивая для себя льготы. Для Литвы и других прибалтийских стан, порты которых выживают фактически только за счет перевалки нефтепродуктов из Белоруссии, возможная переориентация этих грузопотоков на Россию будет печальна. Кабмин Литвы заявил , что экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт на Балтике наиболее экономически выгоден для Белоруссии. Поэтому Белоруссия не должна отказаться от данного маршрута в пользу транзита через Россию, считают в Литве. Обсудить на Форуме