Белоруссия планирует увеличить экспорт нефтепродуктов в страны Европы, ориентируясь, в 1ю очередь на соседние страны.  Об этом 28 сентября 2017 г на V Международной отраслевой конференции Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница заявил ио гендиректора Белорусской нефтяной компании (БНК) С.  Гриб.    Благодаря модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ )  Белоруссия увеличивает производство нефтепродуктов.  Большой интерес к поставкам из Белоруссии проявляет Украина, но для БНК — это не самый привлекательный рынок.  Главная цель компании — европейские рынки.  Так, спрос на нефтепродукты растет в Польше, где уже работает дочка БНК.  Кроме того, планируется увеличить поставки в Словакию и зайти на рынки прибалтийских стран.    Время выбрано удачно — на глобальном рынке наблюдается дефицит дизельного топлива, на котором как раз и хочет сыграть БНК, рассчитывая на то, что такая тенденция сохранится на ближайшие 3-4 года.  Планы масштабные, но их реализация может упереться в разногласия по транспортировке нефтепродуктов из Белоруссии на экспорт, возникшие между Россией и Белоруссией.  Предыдущий этап нефтегазового спора между Белоруссией и Россией привел к тому, что  из-за уменьшения поставок российской нефти в конце 2016 г  поставки нефтепродуктов из Белоруссии в ЕС в начале 2017 г  сократились на 33%.  Ограничение поставок нефти было 1 из мер, которые Россия использовала для того, чтобы побудить Белоруссию оплатить долг за газ.  В результате спор удалось разрешить, однако белорусская сторона получила ряд преференций.    Сейчас же Россия считает правильным, чтобы Белоруссия  экспортировала нефтепродукты со своих НПЗ  с использованием  российской железнодорожной инфраструктуры и портов.  Такое поручение президент РФ В.  Путин дал 16 августа 2017 г , Минэнерго РФ  находится в стадии формирования предложении по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты.  Реализовано это может быть в форме пакетного предложения, в котором будет взаимоувязано  получение Белоруссией российской нефти и использование российской инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов.  По действующему соглашению, Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти   по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку.  мВ 1 полугодии 2017 г из России в Белоруссию было поставлено 9,6 млн т нефти, что на  21,3% меньше, чем годом ранее.    Транспортная система РФ может принять 7-8 млн т нефтепродуктов из Белоруссии до конца 2017 г в случае переориентации грузопотока из портов Литвы.  Для стимулирования белорусских перевозок РЖД до конца 2018 г  предоставляют  50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ.    Однако, Белоруссия продолжает использовать инфраструктуру прибалтийских стран для экспорта нефтепродуктов,  не интересуясь ни Усть-Лугой, ни Санкт-Петербургом.  Мотивирует это белорусская сторона тем, что с прибалтийскими портами заключены долгосрочные соглашения, но добавляет, что  даже с учетом скидки, железнодорожные тарифы в прибалтийском направлении ниже по сравнению с российским.  Похоже, Белоруссия начинает заниматься привычным делом -  торговаться, выбивая для себя льготы.    Для Литвы и других прибалтийских стан, порты которых  выживают фактически только за счет перевалки нефтепродуктов из Белоруссии, возможная переориентация этих грузопотоков на Россию будет печальна.  Кабмин Литвы  заявил , что экспорт нефтепродуктов через Клайпедский порт на Балтике наиболее экономически выгоден для Белоруссии.  Поэтому Белоруссия не должна отказаться от данного маршрута в пользу транзита через Россию, считают в Литве.  Обсудить на Форуме