В 2014 году впервые после кризиса 2008 года продажи мобильных телефонов могут сократиться и в штучном, и в денежном выражении. В целом по России падение составит 6-8% по обоим показателям в сравнении с 2013 годом, прогнозирует «Евросеть». Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отмечает, что уже четвертый квартал 2013 года был хуже аналогичного периода 2014 года по деньгам — на 12%. «У людей стало меньше денег, мы видим это в цифрах рынка, а также анализируя потребительское поведение, — заключает президент «Евросети» Александр Малис. — Можно ли считать это новым потребительским кризисом? Да». Данные других ретейлеров за 2013 год не сильно расходятся с приведенными оценками. В сети «Техношок» ранее сообщали, что по сопоставимому количеству магазинов планшетов продали на 50% больше, чем в 2012-м, смартфонов — всего на 6%. (без учета простых мобильных телефонов). Российский рынок мобильных девайсов пока развивается в соответствии с мировыми тенденциями. По оценкам аналитического агентства Gartner, в 2013 году продажи планшетов в мире выросли на 50%, смартфонов и мобильных телефонов — на 3%. При этом специфика в России такая же, как в других развивающихся странах: люди покупают планшеты как замену ноутбукам или даже настольным компьютерам. В прошлом году произошло рекордное падение продаж ноутбуков и десктопов во всем мире и в том числе в России — около 10% в количественном выражении. «Рынок планшетов продолжит расти, в отличие от рынка смартфонов, — прогнозирует Денис Кусков, гендиректор аналитического агентства Telecom Daily. — Кризис отразился на потребительской способности населения. В таких условиях люди, скорее, купят планшет, если его еще нет, чем новый смартфон». По мнению Дениса Кускова, немалую роль в популяризации планшетов сыграло развитие мобильных приложений. Планшеты стали еще более доступными по цене, чем раньше, добавляют еще одну причину для роста в «Связном». Появились гаджеты по цене менее 2,5 тыс. рублей, расширился выбор в сегменте 5-10 тыс. рублей. Все больше производителей предлагают бюджетные аппараты с маленьким экраном. Но и в отношении планшетов потребитель склонен экономить. «Таблетки» iPad от Apple уступают дорогу бюджетным моделям. По данным «Евросети», за 2013 год доля Apple по количеству проданных планшетов снизилась на Северо-Западе России с 23% до 17%, по деньгам — с 38% до 32%. Но отъел долю у американской компании вовсе не главный конкурент Samsung, позиции которого практически не изменились. Заметно выросла рыночная доля Prestigio: по количеству реализованных планшетов — с 6% до 12%, по деньгам — с 2% до 6%. dp.ru Деловые новости