В продолжение публикаций от 08 и 10.03.2014 Китай призвал Малайзию «значительно увеличить усилия» по поиску исчезнувшего в субботу самолета. Несмотря на проводимые поиски с сорока самолетов и вертолетов и тридцати четырех кораблей из девяти стран, результата до сих пор нет. Обнаруженные ранее масляные следы и небольшие обломки к исчезнувшему самолету отношения не имеют. Малайзия не отбрасывает версию террористического акта, но и не рассматривает ее в качестве основной до тех пор, пока этому не будет найдено убедительных доказательств. Серьезные опасения в отношении того, что на борту находилось как минимум два пассажира с украденными паспортами, высказал руководитель Интерпола. Он с горечью сообщил, что никто перед регистрацией и посадкой пассажиров на данный рейс не сверялся с базой данных Интерпола, в которой есть информация о 40 миллионах украденных и утерянных паспортов, в их числе и тех граждан Австрии и Италии, по паспортам которых кто-то прошел на самолет. По данным Интерпола, за прошлый год около миллиарда пассажиров было перевезено без запроса их базы данных. В Интерполе с сожалением сообщают, что государства, очевидно, ждут, пока не произойдет крупная катастрофа, прежде чем навести элементарный порядок при проверке паспортов соответствующими службами. Не настала ли пора? Центр управления полетами Гонконга сообщил 10 марта около 11:30 мск о том, что воздушное судно, следовавшее по трассе L642 сообщило о том, что они наблюдают большое скопление обломков в точке с координатами N9.72 E107.42, примерно в 80 м.милях юго-восточнее города Хошимина, или примерно в 50 м.милях юго-восточнее вьетнамских берегов. Эта точка находится на удалении 281 м.м. от последнего зафиксированного радиолокаторами местоположения самолета. К указанному месту направлены корабли. Вьетнамский штаб по проведению поисково-спасательной операции принял данное сообщение. Просьба о следовании в данную точку была передана находившемуся ближе других к предполагаемым обламкам таиландскому грузовому кораблю. Однако до сих пор он ничего не обнаружил. Второе судно, которому последовала аналогичная просьба, обнаружило некоторое количество обломков. После этого Вьетнам направил в этот район свои поисковые суда. Тем временем военные Малайзии сообщили еще в воскресенье, что по данным их локаторов, самолет после исчезновения с экранов локаторов гражданских диспетчеров снизился на 1000 метров и взял курс в обратном направлении. На их локаторах самолет исчез в точке, находящейся примерно в середине Малаккского пролива между Малайзией и Индонезией, а не Малайзией и Вьетнамом, как предполагалось ранее. Эта точка была удалена от первой примерно на 350 километров. Поэтому район поисков самолета изменился. Американские службы сообщили, что по данным их спутников, никаких взрывов в воздухе в указанное время и в указанном регионе не зафиксировано. К поискам самолета присоединился еще один американский военный корабль. Ситуация неопределенности уже поставила множество вопросов, на которые необходимо будет найти ответ: — Почему не сработали никакие бортовые технические средства, которые могли бы передать в цифровом виде информацию о проблемах на воздушном судне? — Почему, если военные Малайзии знали о том, что самолет исчез в другом месте, поиски проводились не там? — Почему не сработал аварийный передатчик местоположения? — Почему в самолет в Куала-Лумпуре были допущены лица, выдававшие себя за других людей? — Почему только незначительное количество государств пользуется базой данных Интерпола, в которой есть информация о 40 миллионах украденных и потерянных паспортах, в том числе и о тех двух, которые использовали два гражданина Ирана, чтобы попасть нелегально в Европу? — Почему самолеты не оборудованы более надежными и мощными средствами их обнаружения? — и т.д. Наконец, самый главный вопрос: где самолет и что с ним произошло? ЕСТЬ ВОПРОСЫ, НО НЕТ ОТВЕТОВ Отсутствие результатов поисков, проводимых десятком государств, самолета Боинг-777, исчезнувшего пять суток назад, порождает вопросы, которые сегодня волнуют не только расследователей и специалистов по безопасности полетов, военных, международных полицейских, представителей средств массовой информации, но и обычных людей, которые иногда становятся пассажирами самолетов — в том числе и тех, которые считаются одними из самых надежных. Анализируя развитие ситуации с поисками пропавшего самолета, необходимо обратить внимание на несколько факторов. 1. Несоответствия по времени — сначала было объявлено, что самолет произвел взлет в 00:41 ночи по местному времени, а «пропал» примерно в 0240, то есть через два часа после вылета из Куала-Лумпура. Эта информация до сих пор тиражируется в СМИ, хотя простые арифметические подсчеты говорят о том, что через два часа после вылета самолет бы находился примерно в 1400 км от точки вылета, а не в 160 км от побережья Малайзии. Нам известно, что метка от воздушного судна исчезла с экранов радиолокаторов гражданских авиадиспетчеров центра Судонг в 01:22 местного времени. И только в в 02:40 диспетчерская служба Судонг известила авиакомпанию Malaysia Airlines, что ее самолет исчез. Представители СМИ ввели в заблуждение мировое сообщество в отношении времени реального исчезновения самолета с экранов радиолокаторов. 2. Несоответствия в отношении пассажиров — приведенные малазийской стороной данные в отношении национальности и фамилий пассажиров не полностью соответствовали действительности; как впоследствии оказалось, два человека неевропейской внешности попали на самолет по купленным паспортам, выданным гражданам Австрии и Италии и впоследствии украденным у них в Таиланде; — руководитель Интерпола заявил, что иммиграционные службы Малайзии не обращались к базе данных Интерпола, содержащей данные о 40 миллионах утраченных документов, среди которых были данные и в отношении двух использованных паспортов; — авиакомпания сначала сообщила, что пять человек, купившие билеты на рейс, зарегистрировались, но не явились на посадку, и их багаж был снят с самолета. Позднее пришло сообщение, что из купивших билеты четыре человека не явились на регистрацию, а значит, и не сдавали багаж; — авиакомпания сообщила о том, что на борту находилось 2 ребенка младше пяти лет, впоследствии было уточнено, что на борту находились пять детей. 3. Несоответствия в заявлениях об обнаружении места падения самолета — буквально в первый день поисков высокопоставленный военный Вьетнама заявил, что используемые в армии локаторы, способные обнаруживать при отсутствии волнения на море предметы размером 2,5 на 2,5 метра, обнаружили обломки самолета в соответствующей точке. Направленные туда корабли ничего не обнаружили, военный через сутки заявил, что его неправильно поняли; — через двое суток после исчезновения высокопоставленный военный Малайзии заявил, что военные локаторы страны вели метку от самолета, которая исчезла с гражданских локаторов, по которой было установлено, что самолет изменил курс в обратном направлении и, пролетев над Малайзией, исчез в середине Малаккского пролива, то есть не между Малайзией и Вьетнамом, а между Малайзией и Индонезией. Район поисков был расширен; — через сутки этот высокопоставленный военный сообщил, что его слова неправильно интерпретировали; — еще через день Малайзия обратилась за помощью к Индии и Таиланду в проведении поисков, то есть, несмотря на денонсацию заявления военных, было принято решение проводить поиски и в направлении Индийского океана; — в тот же день появилась информация о том, что еще 9 марта (!) с китайского спутника было сфотографировано некоторое количество крупных обломков в Южно-Китайском море (фотографии прилагались). И хотя по характеру изображения можно было скептически отнестись к такому сообщению, тем не менее, и оно было проверено — как и следовало ожидать, ничего, относящегося к самолету, обнаружено не было; — сегодня рано утром пришло сообщение, что, по данным США, приемоответчик самолета прекратил передачу над береговой чертой Вьетнама, в пределах предполагавегося маршрута. Одновременно сообщалось, что автоматические регистраторы параметров работы двигателей передавали информацию о том, что двигатели работали еще около 4-5 часов после пропадания метки от самолета; — информация о том, что воздушное судно развернулось в обратном направлении, не была ни подтверждена, ни опревергнута. 4. Что скрывается от авиационного сообщества и обычных пассажиров? — В одном из своих выступлений руководитель гражданской авиации Малайзии заявил, что он что-то может сказать, а о чем-то говорить не может. Поскольку нам известно, что он сказал, и это ни насколько не приблизило обнаружение воздушного судна, то, может, этому мешает то, о чем он сказать не может? Такая разноплановая информация порождает новые вопросы и заставляет усомниться в том, что расследование производится надлежащим образом. Возникают предположения, что имеется какая-то информация, которую желают скрыть от международной общественности. Мы хотим повторить вопросы, которые требуют ответа, и задать новые: — Почему не сработали никакие бортовые технические средства, которые могли бы передать в цифровом виде информацию о проблемах на воздушном судне? Они не сработали по технической причине или их кто-то преднамеренно отключил? Или они сработали, но информация об этом по каким-то причинам скрывается от общественности? — Почему, если военные Малайзии знали о том, что самолет исчез в другом месте, поиски проводились не там? На чем основывалось принятие такого решения? — Почему не сработал аварийный передатчик местоположения? Почему на современных воздушных судах не предусмотрены более надежные средства обнаружения, которые имели бы достаточный запас автономной работы и которые бы было невозможно отключить по ошибке либо злому умыслу? — Почему в самолет в Куала-Лумпуре были допущены лица, выдававшие себя за других людей? Осуществляется ли проверка паспортов пассажиров в соответствии с базой данных Интерпола в 191 Договаривающемся Государстве ИКАО? — Почему информация о том, что метка от воздушного судна, информация о продолжившейся работе приемеоответчика, автоматические доклады о состоянии работы двигателей стали известны только через несколько суток после исчезновения самолета? Почему в таком случае поиск большей частью проводится на море, а не на земле? — Почему публикующаяся информация носит непроверенный характер? Наконец, самый главный вопрос: где самолет и что с ним произошло? Только что стало известно, что американские специалисты, участвующие в расследовании исчезновения рейса МХ-370, сообщили о том, что у них имеются указания на то, что самолет следует искать в Индийском океане. Информация, поступавшая в фирму Rolls-Royce от двигателей самолета, производителями которых она является, говорит о том, что самолет еще около четырех часов находился в воздухе, а его двигатели работали. Сейчас уточняется место, в котором предположительно следует искать самолет. В этот район уже направлен военный корабль США Kidds. Этим объясняется прозвучавшее накануне предложение Индии подключиться к поискам воздушного судна. Корабль должен прибыть к месту поиска в течение суток. Из Малайзии поступила информация, которую представители авиакомпании сразу же опровергли, о том, что полиция уже наведывалась в дом одного из пилотов самолета. Тот факт, что приемоответчик самолета был отключен, может говорить о целенаправленности действий того или тех, кто это сделал, то есть, об умышленном акте. Теперь, когда, как мы надеемся, местонахождение самолета будет установлено, расследователям придется искать ответы на вопросы, что это было: — акт незаконного вмешательства (угон); — акт саботажа со стороны пилота (или пилотов); — или что-то еще?