Огромный зал замер. Человек в смешной красной толстовке рассказывает, как создал игру всех времен и народов: «Первый сигнал об успехе мы получили, когда Никлас дал своей маме телефон с этой новой игрой и она не вернула его, как обычно, через несколько минут, а играла в птичек в течение всех рождественских каникул». Теперь, спустя 4 года, Angry Birds — огромная империя: это не только 2 млрд игр, но и парки развлечений, крупнейшая анимационная студия, вещательная сеть, игрушки, напитки, образовательные программы, а также, по признанию Дмитрия Медведева, — любимое развлечение российских чиновников. Питер Вестербака приехал в Москву, чтобы выступить на Всемирном конгрессе предпринимателей, а после этого поговорил с учредителем ДГ. Питер разложил на столе жестянку Angry Birds, айпад в красном войлочном чехле с пришитой к нему «злой птицей», расстегнул молнию на «птичьей» толстовке и протянул визитку с большим загнутым крючком клювом. Многие слышали, что у Питера Вестербаки в компании Rovio единственная в своем роде должность — «могучий орел». Но мало кто видел оборотную сторону этой визитки. На ней иероглифы: Вестербака гордится, что 93?% китайцев знают об Angry Birds. Питер, Angry Birds со стороны выглядит как огромная, просто вселенская, история успеха. Скажите честно, насколько большую роль, с вашей точки зрения, в этом играл случай? — Я думаю, здесь так же, как и с успешными спортсменами. Успешным спортсменам всегда сопутствует удача, но не потому, что им везет, а потому, что они много тренировались. Мы сделали до Angry Birds 50 игр, и можно сказать, что мы тоже много тренировались. Поэтому я думаю, что удача в нашем случае имеет мало отношения к делу. Более того, одним из наших основных мотивов при разработке Angry Birds было стремление свести элемент случайности к минимуму. Мы не полагались на удачу, она имеет очень мало отношения к нашему успеху. Но ведь если бы на Ньютона не упало яблоко, не было бы закона всемирного тяготения. А если бы вам вдруг в голове не представилась вот эта птичка, может, тоже ничего бы и не было? — Да, может быть, и не было бы, но каждый человек сам устраивает свою судьбу, делает ее своими руками. Когда вы смотрите на Angry Birds, вы, конечно, думаете, что ребятам повезло. Но никто не думает, что мы и до Angry Birds работали уже 10 лет, мы уже сделали 50 игр, которые были не очень успешными. Поэтому в целом я бы не сказал, что это история тотального успеха. Признайтесь, насколько часто у вас опускались руки в течение этих 10 лет? Когда вы просто починяли свой примус, а ничего не получалось? — Конечно, было такое ощущение. Когда ты предприниматель, стартапер, проблемы становятся частью твоей жизни. «dp.ru Деловые новости» Да, проблем вокруг полно, но предприниматели — немножко сумасшедшие люди. Они всегда верят в свет в конце тоннеля. То есть не унывать — это ключевое качество для предпринимателя? — Это, безусловно, очень важно. Очень–очень много говорят о вреде игр: человек играющий становится пассивным, социопативным, агрессивным — если в стрелялки какие–то играет. Еще могут и Брейвика приплести. А что вы можете сказать в защиту игр? — Наверное, симптомы, которые вы описываете, больше присущи человеку, который много смотрит телевизор. Телевидение гораздо большая серьезная проблема, чем игры. На самом деле играть в игры полезно. Очень многие исследования показывают, что играть в игру — хорошо, это делает человека более продуктивным: он хорошо умеет переключать внимание с текущих задач на другую деятельность, таким образом отдыхает от рутины и дальше возвращается к работе и становится более продуктивным. Еще один конкретный пример в защиту: на самом деле мальчики в Финляндии лучше говорят по–английски. Почему они говорят лучше, чем девочки? Потому что они больше играют в компьютерные игры, а эти игры на английском языке. Еще в процессе игры можно очень многому учиться. Angry Birds — это игра о физике, вы учитесь тому, что происходит во время удара, соприкосновения, вы учитесь стратегии и комплексным отношениям. Это очень познавательная игра. Именно поэтому мы очень много инвестировали в другие компьютерные программы, которые обучают через игру. И инвестировали в образование через компьютерные технологии в целом. Мы хотим, чтобы все обучение было интересным и увлекательным, а игра — это очень важная часть этого процесса, и она очень полезна для человека То есть вы принципиально не переводите Angry Birds на финский язык, чтобы финские дети учили английский? — Ну, скажем так: они уже хорошо знают английский, переводить нет необходимости. Это типично не только для компании Rovio, но и вообще для всех компьютерных игр, они как правило, пишутся все на английском языке. Еще одно предубеждение, которое, я знаю, очень распространено среди молодых предпринимателей. Считается, что большой бизнес сейчас проще всего сделать в Интернете. Все сразу вспоминают Facebook и «Вконтакте». Но вы, как я понял, делаете наоборот: из Интернета идете в физический бизнес. Зачем? Ведь там все проще, там бизнес легче масштабируется, и так далее, и так далее… — Да, но здесь задача не в том, чтобы сделать что–то легче. Речь о том, чтобы построить что–то устойчивое. Я много раз говорил, что мы сделали игру Angry Birds не на 100 дней, а на 100 лет. Люди в конечном итоге физические существа. Мы не можем пить виртуальные напитки, мы пьем с вами воду и напитки, такие как вот этот напиток Angry Birds. Вы понимаете, вы можете пить кофе из стаканчика, живого, настоящего стаканчика, айпад можете держать в чехле Angry Birds, носить толстовку. В конечном итоге это комбинация физического и цифрового миров. И поэтому мы хотим совершенствоваться именно в этой области: в комбинировании физического мира и виртуального мира. Для нас важно и то, и другое. Вы говорите, что только в начале пути: вы хотите построить самый великий бренд в мире. Но ведь бренды, которые живут 100 лет, можно пересчитать по пальцам. В чем ваша уверенность? Почему вам это удастся? — Потому что мы знаем, как мы это сделаем. Фигуративно говоря, у нас в компании 850 человек, и все 850 человек могут ходить по воде. Они знают, как творить чудеса и ходить по воде, потому что никто не доказывал им обратного — что это невозможно. Когда вы впервые слышите это, то думаете, что ходить по воде невозможно. То есть вы представляете перед собой очень большую проблему. Я представляю перед собой 850 Иисусов Христосов. — Не вдаваясь в библейские подробности, хочу сказать, что очень легко гулять по воде, когда эта вода замерзла, не так ли? Поэтому построить самый большой бренд на планете — это как шагать по воде: это почти невозможно. Но мы верим, что можем это сделать, мы найдем способ заморозить воду, чтобы нам было легче ходить по ней. Но для этого надо быть очень амбициозным в своем стартапе. Мы с самого начала сказали, что у нас будет 100 млн скачиваний игры Angry Birds — в то время у нас было лишь 2–3 млн скачиваний, и все сказали, что это невозможно, никто нам не поверил. Только у «Тетриса» было 100 млн копий, но это отняло у них 20 лет. 100 млн — нет, это просто невозможно! Но через 15 месяцев мы перешагнули порог в 100 млн. Сегодня мы перешагнули порог в 2 млрд скачиваний. Поэтому я думаю, что очень важно верить в то, что вы можете сделать все. Питер, в Финляндии есть еще одна великая компания, один из символов страны, локомотивов экономики. Это Nokia. Это компания, которая добилась всего и которая, наверное, думала, что всегда все будет так же прекрасно. Она была главной на мировом рынке, а потом все потеряла. — Великолепный пример вы привели. Я думаю, что на протяжении многих лет у Nokia были амбиции завоевать 40?% рыночной доли, они дошли до этих 40?% и потом вымерли. Слишком маленькие амбиции? — Да. А еще их ослепил этот успех. А еще они не были достаточно голодными, жадными к бизнесу. Поэтому если кто–то поздравляет меня и сотрудников Rovio, мы все удивляемся: почему? Мы ничего не достигли, у нас амбиции гораздо больше, чем то, что есть сегодня. Но, конечно, Nokia — это потрясающий пример того, что не следует делать. Мы тоже совершим много ошибок и уже совершали их. Но я надеюсь, что мы извлечем уроки из этих ошибок. Я уже говорил: я приехал на этот конгресс, чтобы учиться. Каждый день надо учиться чему–то новому. А я надеюсь, что мы будем учиться быстрее, чем остальные. Вы уже осознаете себя символом финского бизнеса? — Мы одна из мировых финских компаний. Но в Финляндии есть очень много других компаний и стартапов, которые могут о себе сказать: если ребята из Rovio сделали это, значит, мы тоже можем это сделать. В Финляндии много успешных стартапов, не только в играх, но и вообще в других сферах деятельности. Я думаю, что Nokia сумела показать, что Финляндия может давать миру очень успешные крупные бизнесы. Поэтому хочу сказать, что ролевые модели очень важны. И для России тоже важно находить такие ролевые модели и истории успеха. «Яндекс», Маil.ru, Evernote — это все началось здесь. А бывает, может быть, ночью вы просыпаетесь в холодном поту и думаете: «А вдруг людям это надоест? Эти птички». Есть такой страх или нет? Ведь даже Coca–Cola тоже может надоесть… — Ну, и для Coca–Cola это, конечно, проблема. Потому что рынок прохладительных напитков растет, вот вам этому пример (показывает на банку с лимонадом Angry Birds. — «ДП»). Но, конечно, мы должны каждый день отвоевывать своем место под солнцем и утверждать его. Мы должны много работать, чтобы Angry Birds становились больше, завоевывала новые рынки, и, делая это, мы хотим удивлять людей каждый день. Мы не боимся приходить в новые сферы деятельности, не боимся делать новые вещи. Я думаю, что это очень важно — не бояться. Надо идти и делать. Самое страшное, что может произойти: вас охватит страх и вы не сможете двигаться, не сможете идти дальше. Надо уметь рисковать, надо уметь быть храбрыми и не бояться. И каждый день надо заново утверждать свои позиции. Откидываться на спинку кресла и расслабляться нет времени. Я плохо разбираюсь в злых птичках. Как я понимаю, птиц много, но у вас везде одна и та же. Это что за птица? Почему вы любите именно ее? — Эта птичка называется Рэд. Это икона, это символ нашей компании. Но еще, смотрите (открывает на планшете страницу в социальной сети и показывает картинку с белоголовым орлом)… Вот это тоже моя идеальная птица. «dp.ru Деловые новости»