Масштабные изменения в системе российского здравоохранения начались еще в 2011 г. с принятия закона № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». С 1 января 2014 г. вступили в силу новые правила работы «скорой помощи», прописанные в приказе Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Новый приказ, в частности, определил порядок оказания медицинской помощи позвонившим по телефону «03″. «Скорую» разделили на экстренную и неотложную. Первая приезжает в случае нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, травмы, термического и химического ожогов, родов и т.д. Неотложная помощь оказывается, если позвонивший жалуется на внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, внезапные обострения хронических заболеваний, а также просит констатировать смерть. Таким образом, в первую очередь карета «скорой помощи» приедет по экстренному вызову и только потом — по неотложному. Приказ, вступивший в силу с 1 января 2014 г., внес изменения и в другие моменты работы «скорой помощи», но именно указанный выше пункт вызвал особый интерес и дискуссии общественности. Люди волновались, что «неотложка», которая и раньше не всегда успевала на вызов вовремя, теперь и вовсе перестанет отзываться, ссылаясь на то, что случай не попадает под регламент. «Уже при общении по телефону диспетчер может определить состояние звонящего и решить, стоит ли отправлять к нему врачей, — уверяет санитар «скорой», попросивший не называть его имени. — Для этого сотрудник call–центра задает уточняющие вопросы. Вообще отказы в вызовах не поощряются, но диспетчер действительно вправе сказать «нет», если посчитает, что человек в силах и сам справиться». Вызов без причины По словам сотрудников «скорой», они часто сталкиваются со случаями необоснованного вызова. Во–первых, больной, получив в своей поликлинике направление в стационар, не хочет ехать на общественном транспорте или такси. Он звонит по номеру «03″ и уверяет, что его состояние ухудшилось, после чего на машине с санитарами едет в стационар. «Во–вторых, часто сталкиваемся с вызовами, которые сделала соседка, брат, сват и другие близкие, которые решили, что их родственник или друг болен, при этом приукрасив симптомы. Нередко «скорую» вызывают пожилые люди, чье состояние на самом деле некритическое, но они не хотят идти в поликлинику, либо им тяжело это сделать в силу возраста», — говорит сотрудник из «03″. Тем не менее на форумах люди пишут о том, что на действительно важные вызовы «скорая» приезжает не сразу, а иногда и вовсе отказывается ехать. По регламенту в экстренном случае «скорая» должна приезжать к пациенту в течение 20 минут. «Я работала врачом на «скорой помощи» 7 лет, ушла из–за невыносимых условий. Районы растут, количество бригад не увеличивается, люди уходят», — сетует пользователь 0ksik на одном из форумов. Однако для тех, кто не готов ждать, есть альтернатива — частная скорая помощь. Первая такая служба появилась в Краснодаре в 2012 г. на базе клиники «В надежных руках». В этом же году своя «неотложка» появилась и у клиники «Екатерининская». В Москве и Петербурге частные клиники вышли на этот рынок около 10 лет назад. По словам тех, кто воспользовался услугами коммерческой службы, машина приезжает без задержек — в течение 15–20 минут. Диспетчеры частных «скорых» Краснодара говорят, что в день к ним поступает порядка 10 вызовов. «Деловая газета. Юг» — новости Краснодарского края