Это следствие сложной политической обстановки, сложившейся на международной арене вокруг Украины, Крыма и России, рассказал директор INFLOT Worldwide Tours Сергей Прядко. По его данным, некоторые круизные компании вообще аннулировали свои черноморские направления, а те, кто сохранил маршруты, вынуждены были внести в них заметные корректировки. «Компании, осуществляющие круизы по Черному морю, в большей степени Европейские и Американские, и их клиенты очень чувствительны к рекомендациям МИДов своих стран, которые, в свою очередь, просят воздержаться от поездок в Крым и в общем на Черное море», — прокомментировал Сергей Прядко. В результате, как отмечает собеседник агентства, клиенты отказываются от купленных ранее круизных туров, продажи падают, а если направление не пользуется достаточной популярностью, то компании стараются его либо закрыть, либо изменить таким образом, чтобы избежать заходов в порты «проблемных» регионов. Так, большинство компаний исключили порты Крыма, а отдельные отказались от захода и в порты Краснодарского края. «У компаний глубина планирования круизов составляет 2-3 года. В 2015г. на черноморское направление хотели заходить несколько крупных компаний, например Royal Caribbean. Однако теперь эти планы под ударом», — отметил Прядко. При этом он добавил, что увидеть, каким образом рынок отреагирует на санкции против России и ухудшающуюся политическую ситуацию, можно будет уже в августе. Тогда компании должны будут либо подтвердить свои расписания на 2015-2016гг., либо изменить их. Но уже известно, что Сочи в этом году может потерять как минимум четверть судозаходов. Сейчас в расписании порта значится 79 круизных судозаходов, из которых почти 20 приходятся на визиты «Адрианы». Однако как сообщили агентству в компании Black & Baltic Seas Cruise Company (организует круизный тур «5 столиц Черного моря»), «Адриана» не будет заходить в порт олимпийской столицы по решению судовладельца. Судно будет совершать туры по маршруту Севастополь — Стамбул, в обход всех ранее планируемых портов (Сочи, Новороссийск, Ялта). Также под вопросом заход в Сочи самого крупного в сезоне лайнера Constellation (Мальта, 1950 пассажиров): он был намечен на начало октября. При этом в начале курортного сезона власти Сочи заявляли, что планирует принять в 2014г. не менее 163 круизных лайнера, сообщает РБК Кубань. «Властям края не надо ждать реакции рынка. Им надо заниматься активным продвижением своих портов и улучшать качество сервиса для круизных туристов. В Сочи очень хороший новый порт, он может принять до 5 судов, но вот гидов хватает на обслуживание только одного до тысячи человек. Над этим надо работать и громко заявлять круизным компаниям о своих преимуществах», — отметил Прядко. Однако, как сообщил агентству министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя, падение числа заходов круизных лайнеров в порты края практически не отразится на общем турпотоке в регион. «Мы уже превышаем показатели прошлого года по количеству туристов. Гостиницы и здравницы Геленджика и Анапы заполнены практически на 100%. В прошлом году край посетили 11,6 млн человек, в 2014г., думаю, мы выйдем на показатель в 12,1 млн.», — прокомментировал Куделя. Как уже писала «Деловая газета», с начала года порт Сочи принял более 100 судов. — Развитие международных морских сообщений дает большую выгоду Сочи. Каждый заход круизного лайнера приносит городу более миллиона рублей дохода. Во время стоянки в порту каждый из иностранных туристов тратит в сочинских магазинах и ресторанах примерно по 10-12 тысяч рублей. Сюда можно добавить курсантов заграничных учебных судов и путешественников, совершающих плавание по Черному морю на крейсерских яхтах. Проведение реконструкции Сочинского морского порта очень благотворно сказалось на экономике приморского города, — рассказал начальник курортного управления администрации Сочи Алексей Грачев. После завершения в январе 2014 года работ по реконструкции Сочинского морского порта, резко увеличилось число заходящих в город иностранных судов. Здесь появились причалы для двух больших лайнеров длиной по 500 метров, двух пассажирских паромов и учебных парусников. Построена и марина для 200 крейсерских яхт. В итоге, с начала года на стоянку в Сочи зашло уже более сотни судов под флагами разных стран мира, сообщается на портале администрациии города. «Деловая газета.Юг» — новости Краснодарского края