В начале августа 2014 года на АЗС Казахстана возник дефицит бензина, который коснулся многих регионов. Многие автозаправки перестали отпускать самый ходовой бензин — АИ-92. Дефицит коснулся и дизельного топлива, поскольку сейчас идут уборочные работы. 1 августа 2014 г председатель правления Казахстанской топливной ассоциации (КТА) Б. Ауетаев поведал , что на АЗС Казахстана не хватает бензина, а Единый национальный оператор ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері « (КМГО) не обеспечивал Казахстан топливом , которые должен был поставлять по индикативному плану. Однако через 5 дней КазМунайГаз поведал о том, что с поставками справляется и дефицита бензина нет и не будет. Напомним, что КМГО было назначено единым оператором по поставке нефтепродуктов из РФ в июне 2014 г. Тогда же было введено ограничение на импорт нефтепродуктов из РФ в РК. Это было сделано в целях обеспечения динамичных поставок нефтепродуктов в рамках утвержденного баланса нефти и нефтепродуктов РФ и РК на 2014г. Ограничение было отменено 29 июля 2014 г. За это время фактически было ввезено бензина из РФ в РК 43,2 тыс тонн. КГМО предполагает, что дефицит бензина на розничном рынке РК создан искусственно, путем » сдерживания реализации самими участниками рынка в ожидании повышения предельных розничных цен на рынке РК». Текущие запасы бензина АИ-92 на нефтебазах гг Алматы, Уральска, Кустаная по состоянию на 15.08.2014г. составляют в г. Алматы и Алматинская области — 20 050 тонн, ЗКО — 2 427 тонн, Костанайской области — 8 946 тонн. Этого, недоумевает КМГО, достаточно для обеспечения потребностей данных регионов в течение 7-10 дней. Добавим 5,5-5,8 тыс /сутки тонн, отгружаемых с НПЗ РК. Это еще более снижает риск дефицита. «В условиях искусственного сдерживания реализации бензина АИ-92 на рынке РК, наблюдается рост потребления бензина АИ-95, что может вызвать определенный дисбаланс данного вида топлива в условиях ограниченного внутреннего производства бензина АИ-95″, — сообщает КМГО. Для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов КМГО в июне-июле 2014 г поставил в РК 21 тыс тонн АИ-92 и 33 тыс тонн дизтоплива, несмотря на возможный отрицательный экономический эффект. Все повторяется. В 2013 г также возник дефицит бензина АИ-92. Очевидно, нужно принять определенные меры. Необходимо обеспечить возможность регулирования цен на бензин в зависимости от внешних факторов. Известно, что в конце июля 2014 г повысилась цена на топливо. На конец июля 2014 г оптовая цена дизтоплива составляла 125 тенге/литр на границе Казахстана с Россией, АИ-92 — 130 тенге/литр. А на внутреннем рынке РК то и другое топливо стоило 115 тенге /литр. Никто, поэтому, и не возит топливо с отрицательной маржой. Так и возникает дефицит. Нужно принять меры по обеспечению выделения заявленных объемов розничным реализаторам, согласно заявкам на лимитированный объем нефтепродуктов. Ввести обязательное государственное регулирование предельных цен на ГСМ для оптовых поставщиков с установлением маржинальности между оптовой и розничной ценой в 30%, — предлагает КТА. На нерегулируемом рынке оптовые цены формируются хаотично. У.Карабалин заявлял, что дефицита топлива нет. Еще проще, построить казахстанские НПЗ и обеспечить их собственной нефтью. Обсудить на Форуме