В поездке принимали участие два автомобиля — Kia Rio и Hyundai ix35. Экипаж состоял из четырех взрослых и двух детей возрастом 9 и 11 лет. У тех, кто решит ехать в страны Шенгена на авто, первой на пути станет Украина. Правда, надо отметить, что от дорог этой страны мы ожидали худшего. Многие из них были недавно отремонтированы, неровные залатанные дороги сопровождали нас только до Харькова — дальше начались идеальные магистрали. В целом, украинцы очень цивилизованные водители, когда они видят, что автомобиль сзади едет быстрее, то прижимаются к обочине, пропускают. Причем это делают все: и грузовики, и легковушки. Если впереди украинская милиция, то водители, так же как и российские, мигают светом дальних фар. Хотя милиционеров немного. Нас останавливали дважды. Первый раз за то, что при наличии правой свободной полосы мы двигались по левой. Уж не знаю, какой у них за это штраф, но милиционер согласился простить нашу вину за три юбилейные монетки номиналом 25 рублей с олимпийской символикой, купленными заранее в России. А второй раз остановили просто так, для профилактики. На границе с Польшей ни украинцы, ни поляки практически не смотрели, что мы везем. Причем так было и по пути туда, и на обратной дороге. Такого я не ожидала, так как два года назад мы проходили границу в Венгрии, и вот эти ребята смотрели все тщательно, даже открывали сумки и копались в наших вещах. Фото: Путешествие по Европе на авто Польша Конечно, когда въезжаешь в Польшу, разница чувствуется сразу. Дороги здесь идеальные. И дело здесь не только в том, что они ровные. Они в целом очень удобные: четкая широкая разметка, сплошные полосы специально сделаны ребристыми, чтобы водитель проснулся, наехав на такую. Знаков много, все они большие и информативные. В Польше очень много старых машин — Volkswagen, Opel, старые Audi и т.д. Дорогих авто марок Lexus, BMW и пр. практически нет. Похоже, никто сильно не заботится о том, на чем ездить, машина здесь явно не показатель достатка, а лишь средство передвижения. Судя же по городам и поселкам, поляки живут хорошо, здесь очень много небольших поселков, и везде стоят рядки красивых, как с картинки срисованных домиков, огороженных такими же красивыми заборчиками. А во дворах стоят старенькие «фольксвагены». В Польше, как и во всей остальной Европе, большие штрафы за превышение скорости. И сначала мы почти не нарушали, хотя правила по российским меркам нечеловеческие. 50?км в населенном пункте, и на трассе частенько стоят знаки 70 и даже 50. Однако потом мы заметили, что местные совсем не стремятся соблюдать правила, так что и мы расслабились и стали ехать со всеми в потоке, в городе 70, а на трассе — 110. Австрия и Германия В Австрии, так же как и в Чехии, которую мы проехали без остановок, при выезде на автомагистрали на автомобиле обязательно должна быть виньетка. Один раз нас даже остановили, чтобы проверить ее наличие. В Вене, столице Австрии, с парковкой еще большая проблема, чем в Краснодаре. Места мало, парковки на улицах в основном параллельные. Мы не стали оставлять машину на улице, парковали на крытой стоянке за 9 евро в день. Парковки в Европе дорогие. Но в целом по Вене перемещаться на авто несложно. После трех дней в столице мы переместились на запад, в провинцию Зальцбург, в Альпы. Здесь очень много маленьких аккуратных деревень и маленьких городков. Во многих дорожки хоть и хорошие, но очень узкие, помещается только одна машина. Поэтому водителям приходится внимательно смотреть, что впереди, постоянно пропускать друг друга, сдавать назад. В Австрии много раритетных машин, которые хозяева, кажется, очень любят и берегут. И эти машинки, которых в России мы никогда вживую не видели, ездят по улицам, автострадам, горным дорогам. А еще здесь много пожилых людей за рулем. Что касается знаменитых немецких автобанов, то действительно, здесь много участков без ограничения скорости. Теперь мы знаем, что наша KIA Rio не разгоняется больше 182 км /ч. А в целом немецкие водители очень вежливые. Франция Когда пересекаешь границу Германии с Францией, разница чувствуется сразу. Во Франции уже нет порядка — то тут, то там валяется мусор, Париж так вообще очень грязный город, если в центре еще пытаются убирать, то как только покидаешь пределы 10–го района, складывается впечатление, что попал в гетто. До этого, проехав пол-Европы без приключений, во Франции мы их все–таки нашли. Муж мой, как обычно выжимал, из скромного авто В класса все, на что он способен, когда заметил в кустах полицейских с радаром. Оказывается, здесь они тоже так стоят и ловят нарушителей. Мы такого и представить не могли. Они моментально сели в свой спортивный тюнингованный Renault и помчались за нами. Муж решил не устраивать погоню и покорно проследовал за ними до первой стоянки, так как на автостраде стоять запрещено. На хорошем английском полицейский объяснил, что скорость была 179 вместо разрешенной 130, что обойдется нам это в 135 евро и оплатить надо будет здесь же, и еще, что права они забирают. «You have no choice», — уверенным голосом сказал этот крутой полицейский спортивного телосложения с пистолетом на поясе. И у нас даже желания не возникло с ним спорить. Права он обещал выслать в Россию через две недели, а вместо этого выписал временное удостоверение, по которому можно водить в любой стране кроме Франции. Если в следующие два месяца нарушитель будет замечен за рулем снова, то его ждет тюрьма и 1,5 тыс. евро штрафа. Хорошо, что у нас оказался второй водитель, то есть я, иначе не знаю, что бы мы делали. Водительское удостоверение действительно вернулось в Россию примерно через месяц после нашего возвращения. Дальше ехали, не превышая даже на 5 км. Сам Париж — это головная боль для автомобилиста. Улицы узкие, под колеса постоянно бросаются велосипедисты и мотоциклисты, которых здесь уйма. Причем они совершенно не стесняются подрезать автомобили, выезжать на встречную. Автомобилисты же друг друга ни за что не хотят пропускать. Почти всегда, когда я перестраивалась в другой ряд, водитель сзади сигналил мне и мигал фарами, даже если он был далеко и я ему не мешала. Парковка в этом городе — отдельная тема. Хозяйка квартиры, которую мы снимали, предупредила, что оставлять машину на улице можно только на один день, потом ее заприметят и разрисуют из баллончиков. Сами парижане, кажется, не сильно беспокоятся о внешнем виде своего авто, несколько раз мы видели, как при выезде с параллельной парковки водитель «расталкивал» автомобили и спокойно ехал по своим делам. И это нормально, никто не обращает на такие мелочи внимания. Полную версию текста читайте в печатной версии «Деловой газеты. Юг». Стоимость подписки на 12 месяцев — 1 900 рублей с учетом НДС. Отдел подписки: (861) 210-58-71, ork@dp.ru. «Деловая газета. Юг» новости Краснодарского края